Бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс - это моментальный снимок состояния активов и пассивов фирмы в определенный момент времени
Таблица 11.3
Структура бухгалтерского баланса
Статьи | На начало года | На конец года |
1 | 2 | 3 |
АКТИВ |
|
|
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
Нематериальные активы |
|
|
Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы Организационные расходы Деловая репутация организации |
|
|
Основные средства |
|
|
Основные средства Земельные участки и объекты природопользования Здания, машины, оборудование и другие основные средства Незавершенное строительство |
|
|
Доходные вложения в материальные ценности |
|
|
Имущество для передачи в лизинг, прокат и т.д. |
|
|
Долгосрочные финансовые вложения |
|
|
Инвестиции в другие фирмы и организации |
|
|
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
Запасы |
|
|
Сырье и материалы Незавершенное производство Готовая продукция |
|
|
Дебиторская задолженность |
|
|
Покупатели и заказчики Векселя к получению Задолженность перед дочерних и зависимых обществ Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставной капитал Выданные авансы |
|
|
Денежные средства |
|
|
Расчетные счета Валютные счета Касса |
|
|
ВАЛЮТА БАЛАНСА |
|
|
|
|
|
ПАССИВ |
|
|
КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
Уставной капитал |
|
|
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
Заемные средства |
|
|
Кредиты и займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
|
|
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
Заемные средства |
|
|
Кредиты и займы, подлежащие погашению в течении 12 месяцев после отчетной даты |
|
|
Кредиторская задолженность |
|
|
Поставщики и подрядчики Векселя к уплате Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами Задолженность перед персоналом организации Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов Полученные авансы |
|
|
ВАЛЮТА БАЛАНСА |
|
|
В международной практике бухгалтерской отчетности известны как двусторонняя, так и односторонняя формы балансовой таблицы. В первом случае в балансе слева показывается актив, а справа — пассив. Во втором случае последовательно (в лист) представляется сначала актив, затем пассив. Такая форма баланса применяется в настоящее время в Российской Федерации см. таблицу 11.3
Для каждого вида средств или обязательств в балансе отводится отдельная строка, называемая статьей баланса. При любой форме баланса используется общий подход к группировке активов и пассивов, а также обязательно соблюдается определенная последовательность в расположении балансовых статей.
Имущество организации (активы) подразделяется на внеоборотные и оборотные (текущие) активы. К внеоборотным активам относят средства, которые используются в производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации в течение длительного времени (свыше года); в эту категорию включаются нематериальные (неосязаемые) активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения. В состав оборотных активов входит имущество, которое потребляется в течение года. Оборотные активы требуют постоянного восполнения; к ним относятся товарно-материальные запасы, средства в расчетах с покупателями (дебиторская задолженность); краткосрочные (до года) финансовые вложения и денежные средства.
В пассиве источники средств подразделяются на собственные (уставный капитал, резервы и прибыль) и заемные (долговые обязательства перед третьими лицами).
Статьи актива располагаются в порядке возрастающей или убывающей ликвидности. Под ликвидностью имущества понимается скорость, с какой оно способно превратиться в денежные средства. Статьи пассива должны располагаться последовательно по срокам погашения обязательств.
В отечественной практике бухгалтерской отчетности активы показываются по степени возрастающей ликвидности: сначала статьи внеоборотных активов, а затем оборотные активы, которые завершаются статьями денежных средств. В пассиве сначала отражаются статьи собственного капитала, затем следуют статьи долгосрочных пассивов (заемные средства, сроки погашения которых превышают 1 год после отчетной даты) и, наконец, краткосрочные (текущие) обязательства, которые должны быть оплачены в срок не свыше 1 года с даты отчета. В американской системе учета статьи актива и пассива располагаются в обратном порядке.
Рассмотрим подробнее отдельные статьи баланса
Активы
Нематериальные активы
К нематериальным активам относится имущество, не имеющее вещественно-материальной формы, используемое организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (свыше 1 года) и способное приносить доход.
В эту категорию включают права на объекты интеллектуальной и промышленной собственности (например, на программы ЭВМ и базы данных, на изобретения, патенты, промышленные образцы, товарные знаки, ноу-хау и т.п.). Кроме того к нематериальным активам относят права на пользование земельными участками и другими природными объектами; организационные расходы, которые понесли учредители организации на стадии ее оформления в качестве юридического лица.
Специфическим видом нематериальных активов является так называемая «цена фирмы» (гудвил, от англ. goodwill), которая определяется при покупке компании, если уплаченная за компанию цена превышает рыночную стоимость ее чистых активов. Под чистыми активами понимается стоимость активов (имущества) за вычетом обязательств предприятия перед третьими липами (кредиторская задолженность). Покупатель может пойти на это, так как принимает в расчет деловую репутацию компании, ее место на рынке, способность приносить более высокую прибыль, чем аналогичные компании данной отрасли.
Как и всякое иное имущество, нематериальные активы могут быть приобретены за плату или внесены учредителями при создании предприятия. На стадии приобретения формируется первоначальная стоимость объектов нематериальных активов.
Стоимость нематериальных активов погашается в течение срока их полезного использования. В бухгалтерском учете это отражается посредством начисления износа (амортизации). Срок полезного использования объекта нематериальных активов может быть определен в договоре при его приобретении или установлен организацией самостоятельно. Если возникают трудности с определением этого срока, то рекомендуется начислять амортизацию в течение 10 лет, но не более срока деятельности организации. Первоначальная стоимость объекта делится на срок службы и таким образом определяется сумма годовой амортизации. Начисляется амортизация ежемесячно в размере 1/12 от годовой нормы, она учитывается отдельно и включается в издержки производства или обращения.
В балансе нематериальные активы показываются по остаточной стоимости, которая представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации (износа). По некоторым видам нематериальных активов (организационным расходам, товарным знакам и знакам обслуживания) амортизация не начисляется
Основные средства
В категорию основных средств включаются средства труда, которые в течение длительного периода используются организацией и образуют материально-техническую базу ее деятельности.
К основным средствам относятся:
Находящиеся в собственности организации земельные участки
Здания и сооружения
Передаточные устройства
Машины и оборудование
Транспортные средства
Производственный и хозяйственный инвентарь ( со сроком службы более года и стоимостью более 100-кратного размера минимальной месячной оплаты труда на момент их приобретения.
Большинство видов основных средств относится к амортизируемому имуществу. Не начисляется износ по земельным участкам и объектам природопользования, также по основным средствам, полученным по договору дарения, безвозмездно или находящимся на консервации, а также по части основных средств, приобретенных за счет бюджетных ассигнований.
Срок полезного использования основных средств определяется организацией в момент их приобретения, при этом принимается во внимание не только физический, но и моральный износ объектов в процессе их эксплуатации. Учет износа по основным средствам также ведется на отдельном счете, амортизационные отчисления включаются в затраты.
Чаще всего для амортизации основных средств используется линейный метод. Начисление износа производится равномерно в течение срока полезного использования объекта в размере постоянно фиксированного процента от первоначальной стоимости.
Например, если первоначальная стоимость равна 60 тыс. руб., срок службы определен в 5 лет, то ежегодная норма амортизации составит 20%, или 0,2, а ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 1 тыс. руб. - (60/5/12).
Другие статьи внеоборотных активов
К внеоборотным активам относятся также долгосрочные (на срок более 1 года) финансовые вложения: вклады организаций в уставный капитал других предприятий для контроля над ними в целях извлечения доходов и прибыли; инвестиции в другие ценные бумаги (облигации государственных или корпоративных займов); займы, предоставленные другим организациям (например, дочерним обществам).
Все эти статьи отражаются по фактической стоимости приобретения указанных объектов или по сумме фактически произведенных инвестором затрат.
Запасы
Подраздел «Запасы» в разделе «Оборотные активы» представлен сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами, малоценными и быстро изнашивающимися предметами и другими аналогичными ценностями; затратами в незавершенном производстве; готовой продукцией; товарами для перепродажи. Они отражаются в балансе по фактической стоимости приобретения или производства.
Дебиторская задолженность
Следующий подраздел оборотных активов отражает требования организации к ее должникам — другим предприятиям и физическим лицам, т.е. дебиторскую задолженность. В балансе отдельно показывают сумму дебиторской задолженности покупателей за отгруженную организацией продукцию (или оказанные услуги). Как правило та задолженность по которой взыскать долги уже нельзя относится к категории безнадежной задолженности и в балансе не учитывается. Отдельной строкой показывается дебиторская задолженность с теми покупателями, с которыми отношения оформлены в виде векселей (Векселя к получению).
Денежные средства и краткосрочные вложения
В подразделе «Финансовые вложения» показываются ценные бумаги (акции, облигации, депозиты); займы, предоставленные другим предприятиям на срок менее 1 года.
Краткосрочные финансовые вложения и денежные средства обычно относят к высоколиквидным активам. Ценные бумаги приобретаемые на короткие сроки, должны быстро приносить прибыль или превращаться в деньги.
Завершается раздел оборотных активов статьями денежных средств, на которых отражаются остатки кассовой наличности, денежных средств на расчетном и валютном счетах.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература