logo
Учебник ч

Менеджмент как основа процедурного бизнеса.

Что общего между такими менеджерами как Ли Яккока, Уильям Грич? Что особенного есть в их работе , что позволяет им достигать таких успехов? Чем регулярный менеджмент отличается от управления вообще?

Сфера человеческой деятельности, так или иначе связанная с управлением существует уже тысячи лет. Египетские пирамиды и Великая китайская стена представляются ярким материальным свидетельством того, что очень масштабные проекты, над осуществлением которых трудились десятки тысяч людей, реализовывались задолго до наших дней. Так на строительстве Египетских Пирамид трудились тысячи людей, в строительстве использовалось большое количество материалов. Для создания таких грандиозных сооружений требовались руководители, которые планировали количество необходимых ресурсов, следили за выполнением работ, контролировали строительство. Можно ли тех, кто руководил этим строительством назвать менеджерами? Авторы многих современных учебников по бизнесу и менеджменту часто отвечают на этот вопрос положительно. Действительно, коллективный труд и необходимость координации совместной деятельности, еще на заре человеческой деятельности порождали зачатки управленческого труда. Необходимо было, чтобы кто-то планировал работы, организовывал людей и поставку материалов для реализации намеченных планов, руководил работниками. Все это свидетельствует о том, что управление и организации существуют уже на протяжении многих тысячелетий.2. Но вряд, это можно считать менеджментом в полном смысле этого слова.

Самое главное отличие регулярного менеджмента от управления вообще состоит в том, что менеджмент не только является искусством достижения целей, но и стремиться сделать это наиболее рациональным способом: с наибольшей эффективностью.

Эффективность - соотношение вводимых ресурсов и объемов производства; современный рациональный бизнес обычно стремится к рационализации затрат.

Эффективность представляет собой ключевой момент менеджмента. Этот показатель отображает соотношение между вводимыми ресурсами и объемами производства. Если менеджеру удается при наименьших или даже прежних затратах получить большие результаты он организовал работу эффективно. Менеджеры в отличие от руководителей строительства Египетских пирамид и Великой Китайской стены имеют дело с ограниченными ресурсами и стремятся их использовать более эффективно. Не только управление в древности, но и управление промышленными предприятиями до начала ХХ века вряд ли можно отнести регулярному менеджменту. Это связано с тем, что до ХХ века основным методом снижения издержек предпринимателя было занижение издержек на ресурсы. И только с формированием массового конвейерного производства появилась технические и институциональные возможности роста эффективности управления за счет более рациональной организации и использования ресурсов на предприятиях.

К началу XX века преимущественно экстенсивное развитие производства было практически исчерпано. Возможность для получения предпринимателями "нормальной прибыли" за счет привлечения дополнительных природных и людских ресурсов по сверх низким ценам подошло к своему пределу. Изобретение же конвейера создавало условия для извлечения прибыли за счет более рационального использования уже имеющихся у предпринимателя ресурсов. Конвейер привел к зарождению и развитию крупных корпораций способствовал также появление мощных машин, возникновение массового производства, сокращение затрат на транспортировку, быстрое расширение сети железных. Джон Д. Рокфеллер (John D. Rockefeller) (нефтедобывающая промышленность), Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie) (сталелитейная промышленность) и другие предприниматели создали огромные корпорации, которые требовали формальных методов управления. Появилась потребность в официальной теории, на основе которой можно было бы готовить менеджеров к управлению организациями. Стало чтобы предсказывать изменения спроса, обеспечивать наличие достаточного количества сырья и других вводимых ресурсов для выпуска продукции, распределять рабочие задания, руководить ежедневной деятельностью, координировать выполнение разных операций, обеспечивать надлежащее состояние машин и механизмов и выполнение рабочих стандартов, находить рынки сбыта для готовых товаров и т.д. Но сделать это по старому, но исключительно основе опыта и тем более в одиночку стало не возможно. Необходимо было не только привлечь профессионалов в этих областях, но и организовать эффективный контроль за их деятельностью. Потребовалось изучение, отбор и классификация наиболее эффективных и продуктивных приемов организации производства, процедур управления и т.д. Начали проводиться систематические исследования проблем управления. Менеджмент встал на научную основу: оформился как отрасль знаний и стал формально изучаемой научной дисциплиной. Теории управления развивались путем разделения точек зрения на то, что делают менеджеры и как они должны это делать. В хрестоматии представлены четыре основные школы (научного и общего административного управления, количественный подход и школа организационного поведения).

Научный подход потребовал, чтобы управлением занимался не просто владелец фирмы, а специалист-профессионал - менеджер. Как следствие менеджмент отделился от собственности и выделился в отдельную функцию бизнеса и появился класс - менеджеров.

Менеджер - наемный управленец профессионал, который объединяет и координирует ресурсы и организацию работы в рамках фирмы.

Отделение менеджмента от собственности привело также к институциональному отделению дохода от собственности на капитал от дохода связанного с рациональным использованием ресурсов. Разделились риски менеджера и собственника, прибыль превратилась в универсальный инструмент измерения эффективности бизнеса, менеджмент стал универсальным. Многие приемы управления бизнесом, правила организации и показатели оценки стали универсальными, а вместе с ними менеджмент стал универсальной системой управления бизнеса. Конечно, и сейчас сохраняются определенные временные и страновые различия в менеджменте. Об этом можно почитать в хрестоматии. Но ключевые методы управления универсальны и действуют практически во всех видах фирм, не зависимо от размера, формы собственности и страновой принадлежности. Именно универсальность еще один важный признак отличающий регулярный менеджмент от управления вообще.

До начала ХХ века преобладал менеджер-одиночка. Массовое конвейерное производство породило крупный бизнес, для управления которым требовалась команда - организация менеджеров, в которой сложилась специализация, разделение труда, значительные вертикальные и горизонтальные различия. М. Вебер назвал эту команду менеджеров "идеальной бюрократией", потому что она смогла преодолеть те, индивидуальные личностные и временные управления. То, что не успевал раньше сделать один менеджер легко делала команда. Если имеющийся на фирме менеджер был специалистом по организации производства, но не знал маркетинга легко можно было нанять ему в помощь маркетолога и т.д.

Под менеджерской организацией в самом общем виде мы будем понимать формальную структуру, возникающую в результате системы контрактов, целью которой управление и достижение целей фирмы. В рамках организации резко расширились возможности для формирования универсальных приемов и процедур управления.

Организация оказывается способной не только порождать, накапливать, но и транслировать наиболее эффективные методы управления через систему внутрифирменного, профессионального, бизнес обучения. В организации резко увеличивается синергетический эффект управления, растет его эффективность. Все это привело к тому, что в начале ХХ века сложилась принципиально новая модель регулярный менеджмент. Конечно, у менеджмента организаций наряду с достоинствами есть и недостатки. Организация является менее гибкой по сравнению с менеджером одиночкой. В механизмах ее функционирования преобладают стандартные правила и процедуры, это приводит к определенной косности и т.д. Но достоинства менеджмента организации на много превышает ее слабости. Но уже сейчас хочется подчеркнуть, именно благодаря организации регулярный менеджмент на сегодняшний день является ведущей формой управления современных ведущих фирм.

Мы постараемся в дальнейшем показывать и достоинства, и недостатки современного регулярного менеджмента организаций. Более того, регулярный менеджмент - это деятельность, направленная на постоянный поиск стоимостного и институционального баланса между достоинствами и рисками (недостатками), тех новых ресурсов которые вовлекаются в производство, новых и старых институтов и приемов, которые формируются в ходе повседневной деятельности менеджеров и т.д.

Теперь мы можем перечислить признаки регулярного менеджмента, отличающие его от управления вообще: