Методы ценообразования с ориентацией на спрос
Применяя методы, предполагающие ориентацию преимущественно на спрос, фирма тем самым избирает для себя главным ориентиром вкусы и предпочтения покупателей, уделяя меньше внимания таким факторам, как издержки, уровень рентабельности (прибыльности) и конкуренция.
Ценообразование «снятия сливок»
Фирма, выпускающая новый или новаторский товар, может использовать метод «снятия сливок» (метод премиального ценообразования), то есть назначать первоначальную цену на том максимально высоком уровне, который готовы принять потребители, действительно заинтересованные в данном товаре. Обычно эти потребители малочувствительны к ценам, поскольку они сопоставляют цену, качество и способность нового товара удовлетворить их нужды с аналогичными характеристиками товаров-заменителей. По мере удовлетворения спроса со стороны этих потребителей фирма снижает цену, чтобы привлечь следующий, более чувствительный к ценам сегмент клиентов. Действуя подобным образом, фирма последовательно «снимает сливки» с разных сегментов рынка путем поэтапного снижения цен.
Схема: Четыре подхода к выбору ориентировочной цены
Метод «снятия сливок» является эффективным при следующих условиях:
Имеется достаточно большое число потенциальных клиентов, готовых немедленно купить товар по высокой начальной цене, что обеспечивает достаточную рентабельность продаж;
Высокая начальная цена не привлекает конкурентов;
Снижение цены приводит на данном рынке лишь к незначительному росту объема продаж и уменьшению издержек на единицу продукции;
Клиенты воспринимают высокую цену как признак высокого качества.
Наличие этих четырех условий наиболее вероятно в ситуации, когда новый товар защищен патентом или авторским правом либо когда его уникальные достоинства признаются и ценятся клиентами.
Например, российская фирма «Вимм-Билль-Данн» применяет стратегию «снятия сливок» для своего морса, который продается в Европе как «чисто натуральный продукт». Этой же стратегией воспользовалась в начале 90-х годов японская фирма Nintendo, наладив выпуск видеоигровых приставок.65
Цена проникновения
Установление на новый товар низкой начальной цены, необходимой для скорейшего привлечения большой массы покупателей, называется ценообразованием проникновения на рынок (стратегия ценового проникновения, или стратегия пониженных цен). Этот метод представляет собой полную противоположность стратегии «снятия сливок».
Например, российские фирмы черной металлургии сознательно использовали стратегию ценового проникновения для расширения объемов продаж своей продукции на рынке США.
Условия, благоприятствующие установлению цены проникновения, прямо противоположны условиям, которые оправдывают использование стратегии «снятия сливок»:
Покупатели в большинстве сегментов рынка чувствительны к цене;
Низкая начальная цена отталкивает конкурентов от выхода на данный рынок;
С ростом объемов производства существенно сокращаются его издержки, а также издержки на распределение товара.
В некоторых ситуациях стратегия проникновения может следовать за стратегией «снятия сливок». Компания иногда назначает высокую первоначальную цену на товар, чтобы привлечь менее чувствительных к цене потребителей и компенсировать первоначальные расходы на исследования и разработки, а также затраты на рекламу и внедрение товара на рынок. Как только эти цели достигнуты, компания переходит к стратегии проникновения, которая призвана привлечь более широкий сегмент потребителей и обеспечить прирост доли рынка.
Российская компания R-Style использовала эту практику на отечественном рынке персональных компьютеров: она стала устанавливать цены на свои персональные компьютеры существенно ниже цен импортных компьютеров - с тем чтобы увеличить свою долю на рынке66.
Престижное ценообразование
Мы уже упоминали о том, что потребители иногда рассматривают цену как показатель качества или престижности товара. В этом случае уменьшение цены ниже определенного уровня приводит к фактическому падению спроса на товар. Метод престижного ценообразования предполагает назначение высокой цены, предназначенной для привлечения прежде всего потребителей, заботящихся о своем общественном статусе
Автомобили «Мерседес», бриллианты, духи, китайский фарфор, швейцарские часы и изделия из хрусталя содержат в себе элемент престижности и потому могут хуже продаваться по низким ценам, чем по высоким. Примером, подтверждающим это положение, служит недавний успех швейцарского производителя часов - фирмы TAG Heuer. Подняв средние цены на свои часы с $250 до $1000, TAG Heuer увеличила объем их продаж в семь раз67
Шкалирование или ценообразование по принципу ценовой линии.
Фирма, продающая не единичный продукт, а целый ассортимент товаров, может устанавливать на них цены, отделенные друг от друга определенными интервалами. Такая практика называется ценообразованием по принципу ценовой линии, или созданием шкалы цен.
Например, менеджер универмага, в котором товары продаются по сниженным ценам, может установить три уровня цены на ассортимент женских платьев - $59, $79 и $99. Такое решение исходит из предположения, что на каждом из этих ценовых уровней спрос является эластичным, а в промежутке между ними - неэластичным. В некоторых случаях все платья могут закупаться по одной оптовой цене, а потом в зависимости цвета, фасона и предполагаемого спроса устанавливаются разные цены. Что и приводит к образованию шкалы цен. Такой метод ценообразования рационален и в ситуации, когда производители создают товары, требующие различных ценовых уровней в силу их конструктивных особенностей. Такие товары производители продают по различным оптовым ценам; розничные же торговцы, устанавливая к этим оптовым ценам примерно одинаковые процентные наценки, формируют линейку (шкалу) цен, то есть предоставляют покупателям возможность выбирать из трех-четырех ценовых уровней. Обычно продавцы считают, что лучше иметь ограниченное число ценовых уровней (скажем, три или четыре уровня вместо восьми или десяти), поскольку множественность уровней цен лишь сбивает с толку потенциальных покупателей.
Установление неокругленных цен
Московская фирма «Офис-Клаб» в августе 2000 года продавала подставку для канцелярских принадлежностей по цене $9,79, а рабочее кресло - по $60,9. Почему бы не назначить на эти товары цены $10 и $61 соответственно?
Дело в том. что указанная фирма использует метод ценообразования по принципу неокругленных цен, который предусматривает установление цен на несколько долларов или центов ниже круглых чисел. Эта стратегия основывается на предположении о том, что, например, при цене в $499,99 потребители воспринимают циркулярную пилу Sears как товар в «400 с лишним долларов», а не в «500 долларов». Согласно существующей теории, подтвержденной рядом фактов, если цена понижается с $500 до $499,99, то спрос возрастает. Впрочем, иногда потребители рассматривают такие неокругленные цены как признак снижения качества.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература