Корпоративная культура.
Существует и еще один компонент неформальной организационной структуры, в котором, по сути, находят свое отражение все остальные. Это корпоративная культура. Она направлена на формирование у сотрудников четкого представления о том, зачем они собрались вместе и как надо оптимально взаимодействовать, чтобы выжить и приспособиться к глобальным изменениям, происходящим в сегодняшнем мире.
Осознанно сформированная позитивная корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, убеждений, гласных и негласных установок, норм и правил, присущих именно данной организации21.
Ярким примером создателя осознанной корпоративной культуры может служить международная компания по доставке посылок DHL. В России она работает уже более пятнадцати лет. Менеджеры по работе с персоналом утверждают, что главное для компании — добиться того, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя частью команды, работал на общий успех. В каждом филиале DHL в разных странах есть своя футбольная команда — в нее входят только те, кто желает; никакого принуждения нет. Регулярно в Голландии проводится чемпионат команд фирмы. На соревнования футболисты-любители приезжают с собственными группами поддержки. Это девушки-коллеги. Они должны не только обзавестись соответствующими флажками, но и подготовить оригинальную программу для выступления в конкурсе болельщиков. Неудивительно, что в московском филиале DHL уже образовались семейные пары. Кстати, каждый Новый год компания устраивает вечеринки для своих сотрудников и отдельно — праздники для их детей. У многих малышей есть желание в будущем работать рядом с папой или мамой. Сотрудникам-родственникам позволяют работать в DHL вместе при одном условии: они не должны подчиняться друг другу. Очень ценятся работники, сделавшие карьеру в компании. В социальный пакет фирмы входят горячие обеды и медицинская страховка. Такие привилегии, как служебная машина и зарплата, четко дифференцированы, но при этом разработана система бонусов и вознаграждений за отличную работу: человеку прямо дают понять, что он нужен. Психолог-консультант DHL Марина Баранофф называет корпоративную культуру экологией компании. А экология должна быть чистой.
Деятельность крупнейшего российского производителя молочной продукции и соков — компании "Вимм-Билль-Данн" (Wimm-Bill-Dann) характеризуется многими чертами, присущими и DHL. Спортивные состязания и собственная футбольная команда, совместные праздники и поездки с семьями за город, программы обучения и развития персонала, стажировки за границей, помощь психолога, — все это не может не привлекать сотрудников. Если их дети приходят трудиться на предприятия WBD, это тоже приветствуется. Главное для корпорации — сплотить персонал и создать одну большую команду, чтобы ее члены не разделялись на "царицынских", "раменских" и "лианозовских", а с гордостью говорили: "мы — виммбилльданновские". И вслед за этим: "российское — значит лучшее"22
Многие известные корпорации выделяются на общем фоне именно благодаря четкой структуре принятых в них этических норм и открытой нравственной позиции.
Когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах культуру — общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней, то есть психологический климат организации, или, выражаясь проще, ее "дух"23.
Корпоративная культура служит ориентиром для работников, помогает им понять, каковы требования, предъявляемые к ним компанией, какой подход к решению проблем здесь принят, какие типы решений считаются здесь приемлемыми. Корпоративная культура проявляется и во внутренней обстановке, которая царит в компании, в ее ценностях (в том, как здесь понимают успех работника), в ее "героях", в повседневных делах, в принятых здесь способах передачи ценностных установок.
В корпоративной культуре наиболее ярко проявляются национальные различия в моделях менеджмента.
Модели менеджмента.
В конце ХХ века произошло существенное сближение основных моделей управления. Нивелировка моделей ввиду микропроцессорной революции, глобализации фирм и конкуренции. Но определенные различия остались. Эти различия касаются таких областей как дистанция власти, неприятие определенности, индивидуализм или коллективизм, мужественность и женственность.
Так в большинстве азиатских корпораций наблюдается значительная дистанция власти, что означает, что люди воспринимают социальное неравенство и недоступность начальника как явление нормальное. Наоборот, в европейских и американских компаниях нормой считается незначительная дистанция власти и вышестоящие менеджеры всячески приветствуют ее сокращение.
Высокая степень неприятия неопределенности означает, что члены испытывают дискомфорт в условиях неопределенности и высокой динамичности бизнеса. В таких условиях менеджеры стремятся обеспечить стабильность трудового коллектива, при этом могут так или иначе моделировать структуры (нестабильность структур, при стабильном составе) Эти черты характерны азиатским компаниям. В американских и европейских компаниях преобладает нестабильность коллектива при стабильности основных структурных элементов.
Коллективизм предполагает разные установки менеджмента на использование социального контроля и неформальных структур. Индивидуализм наоборот предполагает использование преимущественно формальных связей в организации и независимость членов фирмы. Индивидуалистические тенденции наиболее сильны в таких странах как США, Канада, Великобритания. Наоборот в японских фирмах преобладает коллективистский дух. Мужественность/женсвенность определяет стремление членов организации к достижению личных целей, преобладание обезличенных бюрократических структур или наоборот, устойчивость человеческих отношений, групповое принятие решений, стремление к росту качества жизни, в этих странах технические навыки менеджеров являются наиболее ценными. Феминистический тип управления присущ японским фирмам. Так, например, большинство крупных японских менеджеров - выходцы из инженеров. Страны, где преобладают мужской стиль управления - США, страны Европы. В США большинство менеджеров - универсалы.
Российская модель менеджмента. В России еще только идет процесс формирования страновой модели менеджмента. На сегодняшний момент в нем причудливо переплетаются коллективистские и индивидуалистические черты, мужественность и женственность и т.д. К специфическим чертам российской модели менеджмента можно отнести отсутствие полноценных средних менеджеров, неразделенность собственности и управления. Краткосрочный, оперативный характер управления.
В современной России сформировались три типа топ-менеджеров.
Крепкие хозяйственники, из числа советских чиновников, аптировавшиеся к новой обстановке
Менеджеры-антрепренеры, пионеры эпохи передела и рынка;
Молодые наемные специалисты- управленцы.
Советские хозяйственники, как ни парадоксально, по уровню квалификации весьма близки к западным менеджерам-производственникам. Управляемые ими промышленные корпорации четко структурированы, все функции разграничены, и единственная задача руководителя производства — выпускать предписанную продукцию с высоким качеством и меньшими издержками. Более того, выходцы из советской хозяйственной элиты, такие как, скажем, Рем Вяхирев, Вагит Алекперов. Владимир Богданов, Анатолий Даурский или Джонсон Хагажеев, сумели завоевать непререкаемый авторитет в своих отраслях, д обиться международного признания.
Однако наилучшие результаты демонстрируют, пожалуй, менеджеры-антрепренеры. Более молодые и не обремененные знаниями в области регулярного менеджмента. Их преимущества состоят в предпринимательской агрессии, способности, захватывать новые рынки, активы и даже отрасли вдалеке еще не поделенной России.
Третья группа, профессиональные наемные менеджеры, продукт собственно рыночной эпохи. Их специфика — нацеленность на управление как таковое, на менеджмент как специальность. Этим молодым людям практически безразлично, чем управлять. Они хорошо образованны (школы и факультеты бизнеса, менеджмента, маркетинга. МВА), знают языки (порой даже по-русски норовят говорить с американским акцентом). Они старательны, трудолюбивы и, что критически важно для хозяев-нанимателей, трепетны по отношению к Собственности и Собственникам.
Важнейшая черта российского менеджмента — стремление к контролю за всем циклом своего бизнеса, подчинение сбыта (свой торговый дом), расчетов (карманный банк), поставок (вплоть до всех предыдущих переделов и комплектующих производств). Чем полнее вертикальная интеграция, завершенное набор сопряженных производств, тем увереннее чувствует себя управляющий центральным бизнесом, ведь все контролируется. В последнее время эта тенденция распространяется на власть — крупнейшие корпорации начали активно стремиться к усилению влияния на политическую власть не только центральную, но и вширь, в регионы страны. В России активно формируются сетевые организации. Российские высшие управляющие избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, норовят все сделать сами, лично проконтролировать. Причин множество — недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное — неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров24.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература