Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
Объяснить что такое бухгалтерский учет и какую роль он играет в обеспечении нормального функционирования процедурного бизнеса
Рассказать кто является пользователями бухгалтерского учета
Объяснить различие между внешним независимым бухгалтером и штатным бухгалтером организации
Сформулировать основные принципы бухгалтерского учета
Описать основные бухгалтерские отчеты фирмы и объяснить какую информацию каждый из них может содержать
Рассказать об основных подходах к анализу бухгалтерских отчетов
Перечислить основные категории финансовых коэффициентов и объяснить принципы их использования
Рассказать об особенностях бухгалтерского учета в России
Описать проблемы формирования эффективной системы бухгалтерского на отечественных предприятиях
Кейс
БУХГАЛТЕР КОМПАНИИ — ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Когда сотрудники компании собираются вместе для принятия деловых решений — о деятельности фирмы, ее продукции и затратах, им нужна объективная и надежная информация. Но в "Роузвилл Нетвокс Дивижн" (РНД), одном из отделений компании "Хьюлетт-Паккард", такие совещания часто заканчивались жаркими дебатами на повышенных тонах и даже ссорами. Представители разных отделов — маркетингового, производственного, конструкторского и бухгалтерии, которые участвовали в принятии решений, не могли договориться о том, как оценивать "реальные" издержки производства. Все отделы называли разные цифры, защищали свой метод оценки и спорили о том, какой же показатель соответствует действительности.
РНД, как филиал "Хьюлетт-Паккард", выпускает около 250 наименований товаров, главным образом узлы печатных плат и механические компоненты для центральных процессоров (мозга компьютера). Дебби Берлянт, главный бухгалтер, отвечающая за производственный учет, вспоминает, что сотрудники компании стали плохо относиться к ее отделу из-за того, что, какие бы цифры затрат ни фигурировали в оценках разных отделов, для внутрифирменного учета издержек всегда использовались показатели "официальной" бухгалтерии. Особенно болезненно это воспринимали производственники, считая бухгалтеров своими противниками, а не членами одной команды. Более того, расчеты многих показателей, которых требовала бухгалтерия, казались им пустой тратой времени.
Каждый раз, когда сборщик вручную монтировал какую-нибудь деталь в плату, надо было регистрировать, сколько времени он на это потратил. Технический персонал должен был следить за тем, сколько времени уходит на каждое испытание, и соотносить это время с определенным нормативом. Производственному отделу (а также многим другим, например конструкторскому) приходилось собирать огромное количество сведений только для бухгалтерии, а для себя отделы использовали другие данные при оценке производственных издержек. Очевидно, данные бухгалтерии не устраивали многие отделы.
Снабженцы обвиняли бухгалтерию в том, что ее подход к оценке затрат на приобретение и хранение малоценных комплектующих деталей не реалистичен. Конструкторы жаловались на то, что под давлением бухгалтерии они вынуждены разрабатывать такие изделия, сборка которых ' может обходиться без использования живого труда, хотя это очень усложняет процесс производства. Производственники тоже предъявляли к бухгалтерии претензии, утверждая, что временными затратами живого труда отнюдь не исчерпываются все ресурсы, фактически потребляемые в производстве данного изделия. А сотрудники отдела маркетинга обвиняли бухгалтеров в систематическом завышении стоимости сырьевых товаров.
В чем же дело? Традиционная система подсчета внутрифирменных затрат РНД действовала в течение многих лет. Бухгалтерский отдел и по сей день должен обеспечивать соответствие применяемых в компании методов исчисления расходных данных общепринятым принципам бухгалтерского учета. Берлянт настаивает на том, что бухгалтерия по-прежнему обязана устанавливать нормативы затрат, сравнивать их с фактическими расходами, проводить инвентаризацию и оценивать материально-технические запасы, устанавливать уровень предоставляемых компанией скидок с цены и определять реализационные издержки.
Если бы вы были главным бухгалтером и отвечали за производственный учет в РНД, что бы вы предложили для достижения согласия между различными отделами? Неужели бухгалтерский учет настолько негибок и ограничен по своей природе, что в принципе не способен удовлетворить информационные потребности других отделов? Должны ли производственники, конструкторы и работники отдела маркетинга подходить к проблеме более разумно и просто согласиться с установками и информацией бухгалтерии? Каково на самом деле влияние бухгалтерского учета на принятие решений руководством компаний?
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература