Методы обучения
Обычно обучение проходит на рабочих местах, поскольку так проще и достаточно дешево. Однако использование данного метода может привести к нарушению рабочего режима и увеличению количества ошибок. Кроме того, обучение некоторым навыкам является слишком сложным процессом, и в таких случаях его лучше перенести в другое место.
Обучение на рабочем месте
Обучение может происходить на рабочем месте, где опытный рабочий помогает новичку освоить трудовые операции, или в учебной аудитории, где специалист читает лекции группе работников. Часто учебные программы сводятся просто к обучению элементарным приемам выполнения конкретного вида работы. Такой вид обучения называется программой ориентации.
Наиболее популярные методы обучения на работе включают:
Ротацию рабочих заданий - поочередное выполнение разных видов работ
Наставничество - работу под руководством опытного наставника.
Ротация рабочих заданий предполагает горизонтальные перемещения в пределах организации, что позволяет служащим поработать на разных участках. В результате сотрудники учатся выполнять разнообразные операции и задания, одновременно постигая взаимозависимость между ними и приобретая более широкий взгляд на деятельность организации.
Новые служащие часто обучаются своей работе под руководством опытного "ветерана". При обучении ремеслу это называется ученичеством, а на офисной работе — наставничеством. В любом случае ученик работает под наблюдением опытного работника, которому ученик старается следовать.
Оба этих метода — и ротация рабочих заданий, и работа под руководством опытного наставника — применяются для приобретения и развития технических умений и навыков. Для формирования и совершенствования навыков межличностного общения и навыков, связанных с решением проблем, эффективнее тренинги, которые проводятся вне рабочего места.
Поскольку предложение квалифицированных работников на рынке труда постоянно уменьшается, наниматели также сталкиваются с необходимостью обеспечивать новым работникам коррекционные курсы.
Обучение вне рабочего места
Из методов обучения вне рабочего места, имеющихся в распоряжении менеджеров, наиболее популярны:
Учебные лекции
Фильмы
Тренинги - Кейсы и упражнения, моделирующие реальные практические ситуации
Учебные лекции очень хороши для передачи конкретной информации. Это эффективный инструмент развития технических навыков, а также навыков, необходимых для решения проблем.
Кино- и видеофильмы используются для того, чтобы продемонстрировать технические умения, которые трудно показать с помощью других методов. Навыками межличностного общения и решения проблем лучше всего можно овладеть с помощью тренингов - моделирующих упражнений, таких как анализ ситуации, тесты, ролевые игры и сеансы группового взаимодействия. Сложные компьютерные модели, подобные тем, которые используют авиакомпании при обучении пилотов, — это еще один вид моделирующих упражнений, который в данном случае используется для обучения техническим навыкам.
В России наиболее популярными видами тренингов являются тренинги продаж, тренинг секретарей и VIP тренинг (обучение высших менеджеров компаний).
Реже компании прибегают к таким дорогостоящим методам, как подготовка персонала в профессиональных школах, колледжах и университетах
Центр прикладной технологии около Сиэттла, которым руководят два местных колледжа, постоянно заключает контракты с такими компаниями, как "Хонивелл" и "Боинг", на обучение их работников определенным операциям, например сборке электронного оборудования.
Самый крупный прорыв на всех уровнях обучения совершила компания "Моторола", которая создала так называемый университет "Моторола". В его задачу входит не только подготовка и переподготовка 100 тыс. работников из всех стран мира; он также играет определенную роль в системе государственного и частного образования. Эта грандиозная программа охватывает широкую сферу — от обучения основным предметам до серьезных курсов, рассчитанных на инженеров. Занятия проводятся в штаб-квартире компании, находящейся в Шамбурге (шгат Иллинойс), и в четырех других странах мира.
Современные российские организации можно условно разделить на три группы по отношению к процессу обучения своего персонала.
Группа I. В компании отсутствует политика и структура обучения. Сотрудники обучаются самостоятельно, выбирая курсы, тренинги и семинары в учебных или консультационных заведениях. Польза от таких мероприятий оценивается только на индивидуальном уровне. Иногда посещение тренингов служит для сотрудника толчком к уходу из его компании, поскольку подобные "собрания" способствуют расширению кругозора, включают участников в профессиональную сеть, предоставляют информацию о внутренней жизни разных компаний.
Группа 2. Функцию обучения курирует служба управления персоналом. Политика обучения находится в процессе разработки; планированием соответствующих мероприятий занимается непосредственно директор по персоналу или менеджер отдела персонала. В таком случае компания чаще всего пробует разные формы, методы обучения, подбирает разных тренеров, налаживает партнерство со многими учебными фирмами, знакомясь с рядом концепций и методологий обучения персонала.
Группа 3. В компании сформирована культура обучения персонала; структурное обеспечение процесса представлено либо внутренней службой, либо внешней (сторонней организацией), либо той и другой. Руководство принимает активное участие в организации и проведении обучения. Сами топ-менеджеры учатся как в компании, так и за ее пределами — в любом случае повышение их квалификации сказывается на работе компании.
Осознанная и оформленная политика обучения — это, прежде всего, декларируемые ценности и нормы организации, связанные с развитием персонала. Практика показывает, что в организациях, где численность работников достигает 1000 и более человек, появляется стремление к целенаправленному и результативному обучению персонала. Целенаправленность и результативность предполагают диагностику потребности в обучении, оценку результатов образования. При этом топ менеджеры, на работе которых в конечном счете сказывается эффект обучения, оплачиваемого компанией, четко понимают, что затраты на него являются не издержками, а инвестициями, доходность которых при правильной организации — одна из самых высоких.
Большинство российских компаний обращаются к обучению персонала только в тех случаях, когда возникает сиюминутная о острая необходимость. Большинство менеджеров склонны ждать немедленных результатов.
Например, в компании закупается новое программное обеспечение. Ряд работников проходит курсы пользователей или администраторов. Или компания готовится к выставке срочно тех сотрудников, которые будут в ней участвовать начинают обучать правилам проведения презентаций. Все это позволяет сказать, что обучение ведется стихийно, и соответственно результаты носят краткосрочный характер. Обучения персонала в России стало носить куда более краткосрочный характер, чем было даже в советское время.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература