logo search
Учебник ч

Планирование производственного процесса.

При планировании производственного процесса определяют, каким именно образом будет производится продукция или услуга. Планирование процесса производства включает в себя оценку и анализ производственных методов, выбор способов производства.

Например, при проектировании ресторана предприниматель может выбрать предприятие быстрого обслуживания типа McDonalds, предприятие специализирующееся на доставке блюд потребителям, или обычный классический ресторан. При планировании производственного процесса важно решить будете ли вы использовать традиционную стандартную технологию или будете разрабатывать свою собственную уникальную.

Решение этого вопроса зависит от технологической стратегии фирмы, которая определяется: сферой деятельности и внешней средой, состоянием финансовых, организационных, управленческих возможностей фирмы и наконец от принципиальной установки предпринимателя.

Выделяют следующие типы технологической стратегии фирмы:

Наступательная стратегия отражает стремление быть лидером на рынке, предлагать новые товары и новые способы их производства. Она требует существенных затрат и организационных усилий. К недостаткам наступательной стратегии можно также отнести высокую степень неопределенности и риска. Как правило такой вид стратегии характер для крупных фирм и небольших инновационных фирм, работающих на основе венчурного финансирования.

Оборонительная стратегия также предполагает значительные расходы фирмы на исследования и разработки новых технологий, но в рамках оборонительной стратегии они ведутся не с целью технологического прорыва, а для того чтобы избежать отставания по технико-технологическим показателям. Как правило такой подход использует систему совершенствования уже существующих технологий и стремится в основном только усовершенствовать качество уже выпускаемой продукции. Этого типа технологической стратегии сейчас придерживается большая часть крупных западных компаний. Иногда они даже имея патент на новую технологию не спешат ее внедрять в производство. Так как внедрение новых технологий требует значительных затрат.

Имитационная технологическая стратегия имеет место тогда, когда предприятие не разрабатывает новинок, а приобретает, копирует технологические решения, полученные другими. Приобретать технологию можно в чистом виде, купив лицензию на использование технологии или патент.

Патент может быть продан полностью или частично. В последнем случае продается не право на патент, а лишь возможность использовать запатентованный объект - лицензия. Лицензионное соглашение по поводу изобретения, технологического процесса, товарного знака. Может быть продана "ноу хау" (знаю как делать) - технологическое знание, навыки, приемы научно-технического, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера. Это не защищается патентами, но и не подлежит полному раскрытию

Лицензии бывают простые, когда и продавец и покупатель могут использовать запатентованное благо в своей предпринимательской деятельности вплоть до продажи; исключительные - особое право использования блага на определенной территории и в течение определенного срока, при соблюдении и других условий (ограничений в цене, вывозе заграницу, приобретение сырья и материалов у собственника патента и др.); полные лицензии, когда покупатель лицензии получает право единоличного использования, похоже на приобретение патента. Цена лицензии зависит от экономического эффекта. Платежи в виде периодических отчислений (роялти) на уровне 2-10% от прибыли, стоимости продукции, суммы продаж. Цену можно зафиксировать заранее (паушальный платеж) Выбирать способ приобретения технологии надо исходя из специализации предприятия, то что не может быть скопировано конкурентом и что обеспечивает коммерческий успех

Другой формой приобретения технологии, получившей распространение в малом бизнесе является покупка предприятия "под ключ". В последнем случае кроме разрешения использовать технологию фирма приобретает оборудование, готовые разработки по его использованию, рекомендации по приобретению сырья, а иногда и рынки сбыта в виде подряда от крупной фирмы.

К такой стратегии часто прибегают фирмы развивающихся стран и небольшие фирмы, не имеющие достаточных средств для разработки новых продуктов и технологий. Имитационные технологические стратегии получили большое распространение в фармацевтике, автомобилестроении, современном химическом производстве.

У каждой стратегии есть свои шансы на успех и на неудачу. Лучше сочетать разные стратегии по разным продуктам

Планирование и размещение оборудование требует также определения дислокации оборудования и рабочих мест. Цель в данном случае заключается в таком их физическом размещении, которое способно сделать производство удобным и эффективным. При этом прежде всего оценивается необходимое пространство. Определяется потребность в производственных площадях, комнат для хранения инструментов и оборудования, складских помещений, мастерских, комнатах отдыха, офисах, местах для приема пищи. Важно определить также места для стоянки автомобилей.

После этого принимается решение об организации рабочего процесса в пространстве.

Существует три основных вида организации производственного процесса: