Планирование производственного процесса.
При планировании производственного процесса определяют, каким именно образом будет производится продукция или услуга. Планирование процесса производства включает в себя оценку и анализ производственных методов, выбор способов производства.
Например, при проектировании ресторана предприниматель может выбрать предприятие быстрого обслуживания типа McDonalds, предприятие специализирующееся на доставке блюд потребителям, или обычный классический ресторан. При планировании производственного процесса важно решить будете ли вы использовать традиционную стандартную технологию или будете разрабатывать свою собственную уникальную.
Решение этого вопроса зависит от технологической стратегии фирмы, которая определяется: сферой деятельности и внешней средой, состоянием финансовых, организационных, управленческих возможностей фирмы и наконец от принципиальной установки предпринимателя.
Выделяют следующие типы технологической стратегии фирмы:
Наступательная
Оборонительная
Имитационная
Наступательная стратегия отражает стремление быть лидером на рынке, предлагать новые товары и новые способы их производства. Она требует существенных затрат и организационных усилий. К недостаткам наступательной стратегии можно также отнести высокую степень неопределенности и риска. Как правило такой вид стратегии характер для крупных фирм и небольших инновационных фирм, работающих на основе венчурного финансирования.
Оборонительная стратегия также предполагает значительные расходы фирмы на исследования и разработки новых технологий, но в рамках оборонительной стратегии они ведутся не с целью технологического прорыва, а для того чтобы избежать отставания по технико-технологическим показателям. Как правило такой подход использует систему совершенствования уже существующих технологий и стремится в основном только усовершенствовать качество уже выпускаемой продукции. Этого типа технологической стратегии сейчас придерживается большая часть крупных западных компаний. Иногда они даже имея патент на новую технологию не спешат ее внедрять в производство. Так как внедрение новых технологий требует значительных затрат.
Имитационная технологическая стратегия имеет место тогда, когда предприятие не разрабатывает новинок, а приобретает, копирует технологические решения, полученные другими. Приобретать технологию можно в чистом виде, купив лицензию на использование технологии или патент.
Патент может быть продан полностью или частично. В последнем случае продается не право на патент, а лишь возможность использовать запатентованный объект - лицензия. Лицензионное соглашение по поводу изобретения, технологического процесса, товарного знака. Может быть продана "ноу хау" (знаю как делать) - технологическое знание, навыки, приемы научно-технического, управленческого, коммерческого, финансового и иного характера. Это не защищается патентами, но и не подлежит полному раскрытию
Лицензии бывают простые, когда и продавец и покупатель могут использовать запатентованное благо в своей предпринимательской деятельности вплоть до продажи; исключительные - особое право использования блага на определенной территории и в течение определенного срока, при соблюдении и других условий (ограничений в цене, вывозе заграницу, приобретение сырья и материалов у собственника патента и др.); полные лицензии, когда покупатель лицензии получает право единоличного использования, похоже на приобретение патента. Цена лицензии зависит от экономического эффекта. Платежи в виде периодических отчислений (роялти) на уровне 2-10% от прибыли, стоимости продукции, суммы продаж. Цену можно зафиксировать заранее (паушальный платеж) Выбирать способ приобретения технологии надо исходя из специализации предприятия, то что не может быть скопировано конкурентом и что обеспечивает коммерческий успех
Другой формой приобретения технологии, получившей распространение в малом бизнесе является покупка предприятия "под ключ". В последнем случае кроме разрешения использовать технологию фирма приобретает оборудование, готовые разработки по его использованию, рекомендации по приобретению сырья, а иногда и рынки сбыта в виде подряда от крупной фирмы.
К такой стратегии часто прибегают фирмы развивающихся стран и небольшие фирмы, не имеющие достаточных средств для разработки новых продуктов и технологий. Имитационные технологические стратегии получили большое распространение в фармацевтике, автомобилестроении, современном химическом производстве.
У каждой стратегии есть свои шансы на успех и на неудачу. Лучше сочетать разные стратегии по разным продуктам
Планирование и размещение оборудование требует также определения дислокации оборудования и рабочих мест. Цель в данном случае заключается в таком их физическом размещении, которое способно сделать производство удобным и эффективным. При этом прежде всего оценивается необходимое пространство. Определяется потребность в производственных площадях, комнат для хранения инструментов и оборудования, складских помещений, мастерских, комнатах отдыха, офисах, местах для приема пищи. Важно определить также места для стоянки автомобилей.
После этого принимается решение об организации рабочего процесса в пространстве.
Существует три основных вида организации производственного процесса:
Пооперационная (функциональная планировка) - в этом случае все элементы процесса производства (рабочие места, оборудование, отделы) компонуются на основе сходства выполняемых функций. В качестве примера можно привести размещение врачей в клинике по отделениям.
Поточная (продуктовая) планировка. В этом случае рабочие места дислоцируются в соответствии с этапами производства конкретных видов продукции. Такая система характерна для металлургического производства, автомобильных заводов.
Третий способ -планировка, обусловленная постоянной позицией изделия. Последний метод используется тогда, когда по той или иной причине изготовляемая продукция должна оставаться в одном положении на протяжении всего цикла производства. Примерами такой планирвки могут служить звукозаписывающие аппаратные на съемочных площадках, ангары для строительства самолетов и верфи для строительства огромных судов.
- Менеджмент как основа процедурного бизнеса.
- Функции менеджмента.
- Функция планирования
- Цели и планы
- Организация
- Иерархия управления.
- Горизонтальные различия в деятельности менеджеров.
- Лидерство
- Менеджеры и лидеры.
- Стили руководства.
- Подходы к управлению.
- Контроль
- Основные подходы к разработке контроля.
- Важность контроля
- Методы контроля
- Проблема эффективности контроля. Самомониторинг против жесткого контроля.
- Мастерство менеджера
- Концептуальные навыки
- Человеческие навыки
- Технические навыки
- Основные характеристики и управленческие роли менеджеров.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 5: Менеджмент организаций. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Процесс организации и его цели
- Организация
- Формирование вертикальной структуры Специализация в выполнении рабочих заданий
- Департаментализация
- Командная цепочка
- Властные полномочия, ответственность и делегирование
- Делегирование полномочий
- Централизация и децентрализация.
- Типы организационных структур.
- Линейная структура
- Функциональная структура (линейно-функциональная структура).
- Дивизиональная структура. (от дивизион - подразделение)
- Матричная структура.
- Командная структура
- Сетевая структура
- Горизонтальная структура
- Информационные системы
- Команды и проблемные группы
- Менеджеры интерграторы
- Неформальная организационная структура
- Распространение слухов.
- Система внутрифирменных отношений
- Расширение личных связей
- Наставничество
- Корпоративная культура.
- Вопросы для повторения.
- Дополнительная литература
- Глава. 6: Управление производством Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Организация процесса производства
- Производство и производственная система Производство
- Производственные операции и оказание услуг
- Производственная система
- Типы производственных процессов
- Технология
- Прогресс в средствах производства
- Типы труда
- Выбор типа производственного процесса.
- Этапы развития современной индустриальной системы производства и ее основные типы.
- Управление производством.
- Планирование процесса производства
- Планирование объема производства.
- Планирование размещение производственных мощностей
- Планирование производственного процесса.
- Общее планирование
- Организация управления запасами.
- Управление качеством.
- Основные подходы к контролю качества.
- Управление тотальным качеством
- Кружки качества.
- Паутина
- Правовое регулирование хозяйственной деятельности фирмы.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 7. Управление человеческими ресурсами Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление человеческими ресурсами
- Функции управления человеческими ресурсами
- Модели поведения наемного работника
- Классическая теория мотивации.
- Исследования Хоторна
- Иерархия потребностей Маслоу
- Теория мотиваторов и гигиенических факторов
- Теория х и теория y
- Теория z
- Проблемы 90-х годов в сфере мотивации работников
- Особенности управления человеческими ресурсами в Российских компаниях.
- Основные направления управления человеческими ресурсами
- Планирование потребности в трудовых ресурсах
- Поиск и отбор новых работников
- Процедура найма и юридические нормы
- Формирование и развитие рабочей силы. Обучение и повышение квалификации
- Методы обучения
- Оценка деятельности работника
- Вознаграждение работника и его виды
- Заработная плата ее виды и компоненты.
- Изменение в статусе работника
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава 8: Основы маркетинга Цели изучения Изучив эту главу, вы сможете:
- Что такое маркетинг? Сфера маркетинговой деятельности
- Сфера деятельности маркетинга.
- Потребности и запросы
- Обмен и сделки
- Четыре типа полезности
- Эволюция маркетинга
- Эпоха производства
- Эпоха сбыта
- Эра концепции маркетинга
- Конкурентный маркетинг
- Особенности маркетинга в России
- Управление и планирование в области маркетинга
- Типы рынка
- Совокупность элементов маркетинга
- Планирование маркетинга
- Анализ внешней среды
- Определение целей
- Оценка внутренних ресурсов
- Выработка стратегии
- Роль маркетинговых исследований
- Поведение покупателей
- Поведение индивидуальных покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы, влияющие на поведение покупателя
- Поведение институциональных покупателей.
- Различия в товарах и способах их приобретения
- Различия в характере отношений между покупателем и продавцом
- Сегментирование рынка
- Основные принципы сегментирования
- Демографическое сегментирование
- Географическое сегментирование
- Поведенческое сегментирование
- Психографическое сегментирование
- Виды целевого маркетинга
- Недифференцированный маркетинг
- Концентрированный маркетинг.
- Дифференцированный маркетинг
- Потребительский маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 9 Товар и цена. Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Товар как основа маркетинговой деятельности
- Товарная линия и товарная номенклатура
- Классификация товаров
- Степень материальной осязаемости
- Тип пользователя
- Классификация потребительских товаров
- Товары повседневного спроса
- Классификация товаров промышленного назначения
- Товары производственного назначения
- Вспомогательные товары
- Новые товары.
- Причины неудач новых товаров.
- Процесс управления товаром Жизненный цикл товара
- Этап внедрения
- Этап роста
- Этап зрелости
- Этап спада
- Торговая марка
- Поддельные марки и поддельные продукты
- Эффективное марочной название
- Упаковка
- Цена Что такое цена и какую роль она играет в маркетинге?
- Функции цены.
- Основные ограничения ценообразования.
- Основные методы ценообразования Уравнение расчета цены.
- Этапы и методы установления прейскурантной цены
- Методы ценообразования с ориентацией на спрос
- Методы ценообразования с ориентацией на издержки
- Ценообразование с ориентацией на конкурентов
- Ценообразование с ориентацией на прибыль
- Установление окончательной цены
- Корректировки цен по географическому принципу.
- Юридически и правовые аспекты ценообразования.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Тема 10 Реклама и продвижение товаров Прочитав эту главу вы сможете:
- Кейс Может ли повредить успешное продвижение?
- Совокупность средств продвижения
- Продвижение
- Цели продвижения
- Правовые и этические проблемы продвижения.
- Элементы комплекса продвижения
- Реклама
- Виды рекламы
- Товарная реклама
- Корпоративная реклама
- Разработка рекламной программы
- Основные элементы рекламного сообщения
- Медиапланирование
- Альтернативные средства распространения рекламы
- Личная продажа
- Роль личной продажи в маркетинге
- Многообразие форм личной продажи
- Связи с общественностью
- Стимулирование сбыта
- Стимулирование сбыта, ориентированное на потребителей
- Стимулирование сбыта, ориентированное на торговых посредников
- Прямой маркетинг
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература
- Глава. 11: Основы бухгалтерского учета Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Природа бухгалтерского учета
- Функциональные сферы бухгалтерского учета
- Финансовая отчетность
- Управленческий учет
- Типы бухгалтеров
- Внешние бухгалтеры
- Штатные бухгалтеры
- Достоверность бухгалтерской информации
- Основные принципы бухгалтерского учета
- Бухгалтерская сбалансированность
- Система двойной записи
- Основные формы финансовой отчетности фирмы
- Бухгалтерский баланс.
- Пассивы
- Анализ балансового отчета
- Какова учетная стоимость фирмы и как она изменяется?
- Является ли фирма платежеспособной?
- Какова структура активов?
- Какова структура финансирования?
- Насколько эффективно используются активы фирмы?
- Отчет о прибылях и убытках
- Модели отчета о прибылях и убытках
- Анализ отчета о прибылях и убытках
- Оценка тенденций и сравнительный анализ
- Особенности бухгалтерского учета в России.
- Вопросы для повторения
- Дополнительная литература:
- Глава. 12 Финансы предприятий Прочитав эту главу, Вы сможете:
- Управление финансами
- Цели управления финансами
- Процесс управления финансами
- Источники средств и их использование
- Стоимость капитала
- Процентные ставки
- Риски и преимущества источников финансирования
- Внутреннее либо внешнее финансирование.
- Краткосрочное либо долгосрочное финансирование.
- Заемный либо акционерный капитал.
- Планирование капитальных вложений
- Краткосрочное финансирование
- Торговый (коммерческий) кредит
- Переводные векселя
- Долгосрочное финансирование
- Долгосрочные ссуды и лизинг
- Облигации
- Процентные ставки по облигациям
- Выплата долга
- Акционерный капитал
- Дивиденды по обыкновенным акциям.
- Дробление акций.
- Новые эмиссии и вторичный рынок
- Внутреннее финансовое планирование и управление финансами
- Управление наличностью и рыночными ценными бумагами
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
- Управление товарно-материальными запасами
- .Вопросы для повторения
- Дополнительная литература