logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

фицированы благодаря как эмпирическим исследованиям, до­казавшим нереалистичность посылки о неоднородности фирм (см. разд. 4.1), так и критическому переосмыслению концепции входных барьеров Бейна. Важнейший вклад в ее расширение внес­ли Портер и Кейвз10, которые ввели в анализ не только аспекты различий в поведении новичков и устоявшихся в отрасли фирм, но и понятие мобильности фирм. Кроме того, они отказались от при­вычной концепции олигополистической конкуренции в отрасли, смягчив предпосылку однородности устоявшихся здесь фирм [Caves, Porter, 1977]. Это позволило ввести в теоретическую схему понятие стратегических групп в отраслях, а также сопряженное с ним понятие барьеров мобильности11 и начать изучение различ­ных подходов фирм к решениям о конкурентных стратегиях.

Главной новацией Портера при разработке теории конку­рентных стратегий фирм на основе модифицированной теории отраслевой организации было фокусирование стратегического анализа на управленческих решениях по извлечению выгод из позиционирования во внешней среде, определяемой в экономи­ческих терминах. Проанализировав сотни отраслевых кейсов [Porter, 2002] и заимствовав наработки теории отраслевой орга­низации о рыночной власти и вариативности прибылей фирм, ученый создал общую, межотраслевую концепцию, объясняю­щую экономические результаты отдельных фирм. По меткой ха­рактеристике Шендела, Портер «перевернул теорию отраслевой

10 Подчеркнем, что они полемизировали с теорией отраслевой органи­ зации «на ее поле»: их наиболее известная статья на эту тему [Caves, Porter, 1977] была опубликована в одном из ведущих экономических теоретиче­ ских журналов Quarterly Journal of Economics.

11 По Портеру [Портер, 2005а], стратегическая группа — это совокуп­ ность фирм, которые действуют в одной отрасли, но схожи между собой и отличны от других фирм по одному или более ключевым характеристикам своих.стратегий. Неоднородность фирм в отрасли есть результат принима­ емых ими различных инвестиционных решений для реализации своих кон­ курентных стратегий. Возникающие вследствие этих решений специализи­ рованные относительно фирм стратегические активы есть основа форми­ рования стратегических групп и защитных барьеров от имитации страте­ гий их участников иными фирмами, т. е. «барьеров мобильности».

234