logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

ки) стейкхолдеров. Тем самым возникает ряд возможностей серь­езного расширения традиционных представлений экономиче­ской науки о стратегиях фирм.36

Во-первых, концепция стейкхолдеров полностью отлична от стандартной (еще со времен А. Смита) экономической модели «затраты — выпуск», согласно которой инвесторы, наемные ра­ботники и поставщики поставляют ресурсы фирме, которая пре­образует их (этот механизм представлен как «черный ящик») в продукты, основные экономические выгоды от которых должны получать ее клиенты (рис. 4.5). Концепция стейкхолдеров, напро­тив, утверждает, что все индивидуумы или группы, участвующие в судьбе фирмы со своими обоснованными интересами, не име­ют изначальных приоритетов друг перед другом в доступе к эко­номическим выгодам от ее деятельности. Поэтому все стрелки на схеме модели корпорации в концепции стейкхолдеров являются двунаправленными, и все стеикхолдеры показаны как имеющие одинаковые размерности и конфигурации отношений с фирмой и равноудаленные от нее.

Во-вторых, согласно концепции заинтересованных групп, фирма должна учитывать интересы одних стейкхолдеров (кото­рые оказывают на нее влияние) и выстраивать баланс интересов с другими (на которых она сама влияет). В этом смысле концеп­ция стейкхолдеров заметно обогатила понимание реальных вза­имодействий долгосрочно устойчивой фирмы с внешней средой в сравнении с возможностями исходной для теории стратегиче­ского управления концепции «политики бизнеса», рассматривав­шей лишь интересы акционеров и менеджеров, или концепции Портера, призывавшей подчинять внешних контрагентов конку­рентным интересам фирмы. В частности, появилась возможность изучать стратегические аспекты деятельности совета директоров

36 В отечественной литературе эти возможности нашли отражение в работах ряда ведущих исследователей стратегического управления. Наиболее последовательно они были использованы в системно-интеграционной тео­рии фирмы Г. Б. Клейнера [Клейнер, 2002а; 2003; 2004]. Следует также отме­тить проведенный Ю. Е. Благовым [Благов, 2004] обстоятельный анализ свя­зи концепции стейхолдеров с теорией стратегического управления.

264