logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм

Значимость проектов по изучению стратегий фирм, пред­принятых в первой половине 1970-х гг. в университетах Гарварда и Пурдью, определялась не только (и не столько) их содержани­ем и выводами, сколько совершенно новыми подходами к эмпи­рическим аспектам научной работы. Дополнительно к традици­онному использованию кейсов для индуктивных суждений, но­вое поколение исследователей стратегического управления задей­ствовало более сложные методы сбора данных, быстровозрастав-шие возможности компьютеров и многовариационные статисти­ческие методы, что позволяло использовать большие базы дан­ных для проверки гипотез в дедуктивном стиле научного позна­ния (в частности, оценки стратегий на основе измеримых пере­менных). Это означало поворот к позитивной философии стра­тегических исследований.

Итак, проведенный в настоящем разделе анализ развития в 1970-е гг. исследований стратегического управления подтвержда­ет распространенный в современной литературе [Rumelt et al., 1994; Baum, Dobbin, 2000] вывод о зарождении в середине этого десятилетия их качественно нового этапа, получившего к началу 1980-х гг. закрепление в специализированной институциональ­ной инфраструктуре. Между тем решительные перемены в пара­дигме и стиле исследований стратегий фирм приводили к по­становке вопросов, которые не поддавались анализу на основе кейс-метода и простых эмпирических проверок гипотез. Напри­мер, межотраслевые методы могли быть использованы для отде­ления более важных от менее важных факторов эффективных стратегий, а также (при наличии достаточных данных) для уста­новления статистически значимых взаимосвязей между страте­гическими переменными. Однако без базовой теории, объясня­ющей, почему возникают наблюдаемые взаимосвязи, разработан­ные модели имели серьезные пределы в интерпретации конкрет­ных конкурентных ситуаций. Прорывные работы, выполненные к середине 1970-х гг. американскими экономистами нового поко­ления, стали катализатором предпринятых в дальнейшем актив­ных усилий по поиску теоретической платформы для развития исследований стратегического управления. Данные усилия шли по трем направлениям: дальнейшая адаптация теории отраслевой

229