logo
Учебник_Катькало_менеджмент

1.3. Предметная область исследований

редь, ведет к интеграции функциональных областей фирмы, а не наоборот» [Hofer, Schendel, 1978, p. 6].

Второе направление ревизии классического подхода наибо­лее мощно было представлено концепцией «развивающейся» стратегии канадского ученого Г. Минцберга [Mintzberg, 1978]. Он предложил заменить рациональный подход к формулирова­нию стратегии более прагматическим, исповедующим метод «проб и ошибок» процессом «развивающейся» стратегии. По мнению Минцберга, действительная стратегия компании есть нечто большее, чем то, что она намеревалась или планировала сделать. Такой подход ставил под серьезное сомнение линейные представления о стратегическом процессе, которые эксплицитно вытекали из привычной дихотомии между формулированием и ре­ализацией стратегии. Одновременно схожий концептуальный вызов рациональному видению стратегического менеджмента был брошен английским ученым Э. Петтигрю, который обратил внимание на значение распределения и использования властных полномочий в определении характера принимаемых решений и результатов стратегий [Pettigrew, 1977]. Эта проблема тогда фак­тически игнорировалась в стратегической литературе.

Развитие в 1970-е гг. неортодоксальных подходов к стратеги­ям фирм происходило на фоне нарастания неадекватности их классических концепций качественным переменам в мировой экономике. Помимо многих неудач проектов диверсификации компаний (особенно конгломератов), после нефтяных кризисов 1973 г. началась эра макроэкономической нестабильности, к ко­торой добавилась растущая международная конкуренция с учас­тием японских, азиатских и европейских фирм. Как видно из представленной в табл. 1.1 истории развития проблематики и инструментов стратегического управления, в этих условиях его акцент сместился от планирования диверсификации и роста к достижению конкурентоспособности. Посему, несмотря на явное новаторство концепций Шендела, Минцберга и других авторов в теоретическом осмыслении стратегий фирм, ни одна из них не смогла сравниться в 1980-е гг. по своему влиянию на теорию и практику стратегического управления с концепцией конкурент­ных стратегий М. Портера [Портер, 2005а; б].

55

Таблица 1.1. Эволюция проблем и методов стратегического управления

Проблемы

1950-е гг. и ранее

1960-е гг.

Первая половина 1970-х гг.

Конец 1970-х — начало 1980-х гг.

Конец 1980-х — начало 1990-х гг.

Конец 1990-х — начало 2000-х гг.

Домини­рующая тема

Бюджетное планирование и контроль

Корпоративное планирование

Корпоративная стратегия

Анализ отрасли и конкуренции

Поиск

конкурентного

преимущества

Стратегические инновации и новая экономика

Основные проблемы

Финансовый контроль путем

операционно­го и капиталь­ного бюдже­тирования

Планирование роста

Диверсификация и портфельное планирование

Выбор отраслей,

рынков

и сегментов и

позиционирование

внутри них

Источники конкурентных преимуществ внутри фирмы

Конкурентные пре­имущества за счет стратегических инноваций. Конку­ренция на основе знаний. Адаптация к новой сетевой экономике

Главные концепции и инструменты

Финансовое бюджетиро­вание. Инве­стиционное планирование. Оценка проектов

Бизнес-прогно­зирование. SWOT-анализ. Модели планирования инвестиций

Синергия.

Стратегические

бизнес-единицы.

Матрицы

портфельного

планирования

Кривая опыта и доходы от рыночной доли. Анализ структуры отрасли и конкурентов. Анализ PIMS. Бенчмаркинг

Анализ ресурсов

и ключевых

компетенций.

Комплексное

управление

качеством.

«Шесть сигм».

Управление

стоимостью

Организационная гибкость и скорость реакции на измене­ние рынка. Управле­ние знаниями и орга­низационное обуче­ние. Конкуренция за стандарты. Преиму­щество раннего хода

Выводы для органи­зационного развития

Ключевая роль финан­сового ме­неджмента

Рост отделов

корпоративного

планирования и

среднесрочного

формального

планирования

Диверсифика­ция. Многодиви-зиональные структуры. Поиск глобаль­ной доли рынка

Большая избира­тельность отраслей и рынков. Реструк­туризация отраслей. Акцент на управле­ние активами

Корпоративная реструктуризация и реинжиниринг бизнес-процессов. Рефокусирование и аутсорсинг

Виртуальная органи­зация. Фирма, осно­ванная на знаниях. Альянсы и сети

Составлено по: [Grant, 2002; Аакер, 2002].