logo
Учебник_Катькало_менеджмент

1.4. Собственный понятийный аппарат

Указанные разночтения не должны, с точки зрения автора, быть аргументом для отказа от самого понятия конкурентных преимуществ, в котором воплощены два неотъемлемых аспекта стратегий фирм в рыночной экономике: сопоставление их резуль­татов посредством конкуренции и обусловленная их уникальнос­тью устойчивость успехов в бизнесе. В этом смысле можно пока допустить некоторую размытость данного понятия. Ей, конечно, способствуют как неглубокие порой трактовки источников конку­рентного преимущества, так и несовпадения его интерпретаций в рамках отмеченных ранее автором основных парадигм стратегиче­ского управления. Проанализируем кратко эти вопросы и затем уточним понимание автором конкурентных преимуществ.

Проблема уникальности успешной фирмы нетривиальна. К сожалению, исследователи стратегий нередко останавливаются на вопросах создания фирмами дополнительной ценности, сводя свои выводы к рекомендациям по ее максимизации. Такой совет представляется не вполне адекватным, поскольку базируется на допущении, что любой такой прирост ценности будет трансфор­мирован в увеличение прибыли фирмы. Однако в реальном биз­несе это далеко не всегда так. На самом деле, фирма обычно ис­пытывает затруднения с присвоением экономической выгоды от всей созданной ею дополнительной ценности. Вследствие конку­ренции части создаваемой фирмой ценности могут присвоить ее наемные работники, потребители и соперники. Особенно нагляд­на ситуация при разработке технологически новых продуктов, когда фирма может существенно увеличить создаваемую ею цен­ность, не получив при этом заметного прироста прибылей.32 Ра-

32 Хрестоматийный пример учебников по стратегиям — неудача компании EMI, изобретателя сканера для компьютерной томографии, вы­веденного на рынок в 1972 г. Произведенные EMI только в 1974 г. иннова­ции означали примерно 7 млрд долл. (в ценах 1980 г.) добавленной цен­ности. Но прибыли ЕМ1 от этой технологии были очень скромными, а вскоре она покинула рынок сканеров. EMI не смогла конкурировать с та­кими фирмами, как, например General Electric, которая быстро скопиро­вала эту инновацию и усилила ее бизнес-аспект своими комплементарны­ми ресурсами для прикладных разработок продукта, его маркетинга, об­служивания и дистрибьюции.

69