logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения

Рисунок 4.1. Модель «пяти сил» отраслевой конкуренции Портера

Каждая стратегия должна обеспечить долгосрочные пре­имущества на конкурентном рынке, и каждая предполагает до­стижение этой цели разными способами.14 Однако следует под­черкнуть, что данная концепция имеет серьезные пределы в объяснении и предсказании успехов и неудач фирм ввиду своего чрезмерно сильного акцента на характеристики продуктов, а не фирм-производителей, что сильно сужает понимание источни­ков и механизмов создания действительно устойчивых конку­рентных преимуществ.

14 Обоснование такого позиционирования можно получить путем из­учения U-эффекта, наблюдаемого в изменениях прибыльности фирм, кон­курирующих в некоторых отраслях промышленности. Фирмы с большой либо малой долей рынка могут иметь высокую отдачу от инвестиций, а фир­мы в промежуточной ситуации будут иметь низкую прибыльность. Если фирма достигает уровня продаж, позволяющего получать полные преиму­щества от «кривой опыта» (т. е. будет иметь большую рыночную долю), то

237