logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 2. Методология и периодизация тсу

началом ее нового, четвертого этапа, суть которого — в форми­ровании динамической теории стратегического управления.

Это новое качество данной теории, отражающее природу и механизмы экономического роста в постиндустриальной эконо­мике, воплощается как в сообразном уточнении и развитии ее «концептуального ядра», так и в шаге вперед в толковании эко­номических рент. В своих концептуальных основах зарожда­ющийся новый этап теории стратегического управления отлича­ется приоритетом синтетических трактовок ее основных дихото­мий: предполагается совместное развитие внутренних и внешних факторов конкурентных преимуществ, сопряженность содержа­ния, процесса и контекста стратегий, приоритет предпринима­тельского стиля при ключевой роли организационного обучения для поддержания конкурентных преимуществ. При этом ренты, являющиеся результатом успешного стратегического управле­ния, трактуются как шумпетерианские, что отражает их иннова­ционную природу, а их разновидность — отношенческие рен­ты — понимается как результат успешных комбинаций ресурсов и способностей юридически самостоятельных фирм. Всем на­званным параметрам нового этапа рассматриваемой теории в целом соответствует концепция динамических способностей, в развитии которой автор видит основную перспективу эволюции исследований стратегий фирм.

Таким образом, кратко раскрытые четыре этапа истории теории стратегического управления опираются на сформулиро­ванные в настоящем и предшествующих разделах монографии основы концепции ее эволюции. Определяющим вектором это­го прогресса теории стало стремление к созданию целостного ви­дения главных вопросов («что?» и «как?») предмета теории стра­тегического управления, позволяющего на единой концептуаль­ной основе рассматривать все аспекты ее основных дихотомий. Несмотря на заметное усиление по мере развития этой теории ее концептуального плюрализма, на каждом этапе безусловно доми­нировали те концепции, которые наиболее отвечали задачам раз­вития ее системной парадигмы в связи с особенностями «услож­нения целого» — меняющихся экономических условий и пара­метров конкуренции фирм. Однако пока усилия по созданию

158