logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу

лась механика ценовых и неценовых стратегий, способных при­вести к повышению издержек конкурентов, устранению имею­щихся соперников, предотвращению либо отсрочке появления товаров-заменителей. В свою очередь, ресурсная и созвучные ей концепции конкурентных преимуществ опираются на экономи­ческий анализ предпринимательства и фирм Й. Шумпетером, Р. Коузом, Э. Пенроуз, О. Уильямсоном, Р. Нельсоном и С. Уинте-ром. Отсюда, два основных на сегодня понимания конкурентных преимуществ базируются либо на идеях рыночного позициони­рования, либо на ресурсной концепции.

Трактовка конкурентных преимуществ, основанная на стан­дартной экономической логике [Портер, 2005а; Besanko et al., 2000; Saloner et al., 2001], видит их источник в способности фир­мы создавать для своих покупателей такую ценность, которая превышает не просто затраты на ее создание, но и ценность, при­носимую им продукцией конкурентов. По Портеру, к таким кон­курентным преимуществам ведет умелое применение «типовых стратегий»: низких издержек, дифференцирования или фокуси­рования. Разумеется, основным мерилом конкурентного преиму­щества в бизнесе является получение фирмой более высоких эко­номических прибылей, чем у соперников на том же товарном рынке. Экономическая прибыль — это разница между прибыля­ми, извлекаемыми благодаря инвестированию ресурсов в конк­ретный вид деятельности, и прибылями, которые могли бы быть получены при инвестировании тех же ресурсов в самый привле­кательный альтернативный вид деятельности. Достоинство трак­товок конкурентных преимуществ в духе традиционных эконо­мических концепций состоит в инструментальной ясности их применения, однако акцент этого подхода на ценовые и потреби­тельские характеристики продукции фирм объективно ограни­чивает обсуждение краткосрочными факторами конкурентоспо­собности фирм.

Ресурсная концепция также видит суть конкурентных пре­имуществ в получении фирмой экономических выгод «выше обычных», но акцентирует их организационно-экономические аспекты. Достоинства такого подхода состоят в реальной воз­можности идентификации корней долгосрочных конкурентных

72