logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

Среди неэкономических концепций 1970-80-х гг. наибольших, с точки зрения автора, успехов в комплексном изучении внутрен­них и внешних аспектов стратегий фирм достигла концепция мо­делей организационной адаптации Р. Майлза и Ч. Сноу, представ­ленная ими в книге «Организационная стратегия, структура и про­цесс» [Miles, Snow, 1978]. Крупный вклад этих ученых в развитии методологии теории стратегического управления был сопряжен с тем, что их концепция стала одной из первых успешных попыток поиска «золотой середины» между доминировавшими ранее в ис­следованиях бизнес-стратегий непримиримыми лагерями ситу-ционалистов (их яркие представители — консультанты по управ­лению) и универсалистов (сторонников «инженерной» трактовки стратегий фирм). Первые понимали разработку и реализацию стратегий лишь как ситуационное искусство и считали, что ввиду нереальности двух совершенно одинаковых бизнес-контекстов никакие обобщения (особенно межотраслевые) при изучении стратегий фирм невозможны. Такая философия не помогала появ­лению теории, способной на обобщения и прогностические выво­ды. Вторые верили в универсальные законы стратегического уп­равления (увеличение доли рынка всегда есть благо и т. п.). Кон­цепция Майлза и Сноу, позволявшая перейти к научным обобще­ниям стратегий фирм без отрицания своеобразия конкретной биз­нес-среды, имела две составляющие: типологию стратегий фирм и идею «цикла организационной адаптации».

Майлз и Сноу определили четыре основных «стратегических типа» фирм [Miles, Snow, 1978; 1986]. «Защитники» (defenders) — это организации, предпочитающие ограниченный набор товаров и рынков, стабильную и определенную внешнюю среду и, отсюда, стремящиеся к стабильности и контролю в своих операциях для достижения их максимальной эффективности. Для них типична функциональная структура. «Изыскатели» (prospectors) предпочи­тают почти непрерывный поиск новых рыночных возможностей и динамичную, неопределенную среду. Они поддерживают гиб­кость и применяют инновации для соответствия изменениям внешней среды, зачастую становясь создателями новых рынков. Для них характерна дивизиональная структура. «Аналитики» (analyzers) одновременно оперируют двумя наборами товаров и

270