logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 6. Контуры четвертого этапа тсу

пулярных концепций («стратегии как революции», коэволюции, соконкуренции, реальных опционов и т. д.), пытающихся нетри­виально интерпретировать происходящие изменения, однако пока не ясен реальный вклад этих подходов в создание новой парадигмы стратегического управления. В свою очередь, быстрое распространение в современной экономике сетевых форм меж­фирменной организации привело к резкому возвышению сете­вой концепции стратегического управления. Однако представля­ется, что этот подход принципиально не отличается от логики ресурсной концепции в объяснении источников конкурентных преимуществ.

По мнению автора монографии, наибольшие шансы стать прообразом новой парадигмы имеет концепция динамических способностей, согласно которой фирма понимается как институт, конструирующий компетенции и способности путем внутренних процессов обучения в форме эволюционного экспериментирова­ния. Именно эта концепция может удовлетворить актуальную потребность в динамичной, системной и холистической трактов­ке внутри- и межфирменных факторов конкурентных преиму­ществ на основе способностей для осмысления быстроменя­ющегося глобального контекста бизнеса. Однако развитие дан­ной концепции находится пока в довольно ранней стадии.

Названные актуальные вопросы современной теории стра­тегического управления предопределили структуру заверша­ющей главы монографии. Предмет первого раздела главы — ана­лиз закономерностей и направлений организационно-экономи­ческих изменений отраслей, конкуренции и фирм на рубеже ты­сячелетий. Второй раздел посвящен критическому изучению осо­бенностей ряда основных из числа появившихся в последние 10 лет концепций стратегий фирмы. Третий — анализу достиже­ний и ограничений сетевой концепции стратегического управле­ния. Четвертый — выяснению аналитических преимуществ кон­цепции динамических способностей в экономике знаний. В пятом разделе представлены результаты применения автором логики этой концепции в исследовании стратегий российских универси­тетов в 1990-2000-е гг. В заключении суммируются полученные выводы.

393