logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения

организации с ног на голову» и вместо использования ее для со­действия государственной политике поддержки конкурентных сил в отрасли (и снижения таким образом цен в интересах потре­бителей), он установил, что эта теория может быть применена компаниями для защиты себя от этих конкурентных сил (и тем самым — извлечения более высоких прибылей). Иначе говоря, вместо традиционной для этой теории идентификации источни­ков монопольных прибылей, Портер применил ее аналитическую схему «Структура отрасли — поведение фирм — экономические результаты» для определения и объяснения конкурентных стра­тегий фирм, стремящихся к выживанию и прибылям. При этом, если до Портера при обсуждении стратегий фирм их внешняя среда обсуждалась в учебных кейсах довольно бессистемно, то он первым поместил изучение фирмы в отраслевой контекст и структурировал понимание ее конкурентного поведения. Такой ракурс приводил и к другому важному отличию взглядов Портера от ранних концепций стратегий: его подход исходил из переноса центра внимания исследователей с фирмы на отрасль, в которой она конкурирует, и в такой интерпретации стратегического управ­ления отрасль заменяла фирму в качестве основной единицы ана­лиза. Портер считал, что суть стратегии состоит в противодей­ствии отраслевой конкуренции и что последняя исходит не толь­ко от прямых конкурентов (производителей тех же товаров), но во многом — от структуры экономических отношений в отрасли.

Свое оригинальное понимание природы и механики успеш­ных стратегий фирм, которое легло в основу школы позициони­рования, Портер изложил и развил в знаменитой книжной три­логии: «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов» (впервые изданная в 1980 г.) (русский перевод см.: [Портер, 2005а]), «Конкурентное преимущество: Достижение и удержание наивысших результатов» (1985) (русский перевод см.: [Портер, 20056]) и «Конкурентные преимущества стран» (1990) (русский перевод см.: [Портер, 1993]).12 В этих книгах он предста-

п Русское издание этого капитального труда, к сожалению, имело за­туманивающее суть авторской концепции название «Международная кон­куренция».

235