logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу

ных целей и задач предприятия и выработка программы дей­ствий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [Chandler, 1962, р. 16]. В этот начальный период един­ственной была упрощенная рационалистическая концепция стратегического управления (сам термин еще не был известен, чаще говорили о «долгосрочном (или стратегическом) планиро­вании») как поэтапного процесса формулирования стратегии, включавшего постановку целей, анализ внешней среды, иденти­фикацию сильных и слабых сторон компании и ее конкурентов, выработку набора возможных стратегий, выбор лучшей из них и затем переход к ее реализации. Таков был подход, например, гар­вардского учебника 1965 г. «Политика бизнеса» [Learned et al., 1965]. Наиболее полное изложение концепции стратегии как пла­на находится у Ансоффа [Ansoff, 1965], хотя идея рационального планирования имплицитно присутствовала и в определении Чандлера. В целом в 1960-е гг. господствовало толкование стра­тегии как рационально спроектированной целенаправленной аналитической конструкции.

В 1970-е гг. этот подход подвергся серьезной ревизии с двух сторон: в качестве альтернатив были выдвинуты концепция стратегического управления и трактовки стратегии как нелиней­ного процесса.

Первыми с новаторской концепцией предмета исследований стратегий выступили Д. Шендел и К. Хаттен из школы бизнеса университета Пурдью (США), которые ввели в 1972 г. понятие «стратегическое управление». Содержательная новизна их подхо­да заключалась в переносе акцента обсуждения с концепции стратегии на управление стратегическим процессом, предполага­ющее действия по формулированию и реализации стратегии в общеорганизационных масштабах. Вскоре Шендел и его едино­мышленники сделали следующий шаг: «стратегическое управле­ние» разграничили не только с «политикой бизнеса», но и со «стратегическим планированием». Теперь суть стратегического управления виделась в его предпринимательской природе: «...предпринимательский выбор составляет суть концепции стратегии, и хороша та стратегия, которая гарантирует создание, обновление и выживание предприятия в целом, что, в свою оче-

54