logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

стратегического консалтинга стали жертвами своего приоритета инструментальных методов и фактического игнорирования уси­лий по развитию теории стратегического управления.

В попытках исправить эту диспропорцию ведущие консал­тинговые фирмы формируют собственные научно-исследователь­ские центры, вступают в альянсы с университетскими школами бизнеса и «для подтверждения своих претензий на интеллекту­альное превосходство выпускают море журналов, статей и анали­тических докладов» [The Economist, 1997, p. 17]. Подобные жур­налы по менеджменту издают Booz-Allen, Gemini и А. Т. Kearney, а самым солидным в этом ряду является The McKinsey Quarterly (с 2002 г. выходит его русскоязычная версия «Вестник McKinsey»). Несмотря на всю важность данных изданий, они играют скорее дополняющую роль на фоне рецензируемых и научно-практиче­ских журналов по менеджменту, которые издаются университет­скими школами бизнеса и международным Обществом стратеги­ческого управления и в которых появлялись в последние 30 лет все по-настоящему «большие идеи» в теории стратегического управления43.

Резюмировать обсуждение вклада разработок консультаци­онных фирм 1960-70-х гг. в становление теории стратегического

43 Своего рода подтверждением этого «разделения труда» между про­фессиональными научными работниками и профессиональными консуль­тантами является сюжет неустанных попыток Хендерсона (вне сомнения, величайшего консультанта по управлению XX столетия) создать некую «об­щую теорию конкуренции в бизнесе». К сожалению, не говоря о методо­логической уязвимости самого вопроса о возможности такой единой теории стратегии, которая бы «позволяла предсказывать последствия любого типа конкуренции в бизнесе», кульминацией его размышлений о природе страте­гии в главных работах, изданных в начале 1980-х гг., была лишь концепция сравнительных особенностей биологической (эволюционной) конкуренции и стратегической (революционной) конкуренции в бизнесе (см.: [Moore, 2001]). Отметим, что в то же самое время профессора ведущих университе­тов США Р. Нельсон и С. Уинтер создали эволюционную теорию экономи­ческих изменений (одноименная книга была опубликована в 1982 г.), став­шую одной из основ современных концепций стратегий фирм. О соотноше­нии ролей университетских школ бизнеса и консалтинговых фирм в разви­тии теории стратегического управления см. также: [Огье, Тис, 2004].

210