logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения

ит из совокупности не связанных между собой покупателей, по­ставщиков, производителей товаров-заменителей и прямых кон­курентов (все они соперничают за контроль над экономически­ми рентами). Однако в постиндустриальной экономике границы отраслей все более размываются. Кроме того, во многих отраслях (особенно в странах, где современная рыночная экономика нахо­дится в стадии становления) игроки ведут себя иначе, чем пред­сказывается в этой модели: отраслевые структуры здесь имеют вид взаимозависимой системы либо системы привилегирован­ных отношений.23 Во-вторых, Портер постулировал, что в выиг­рыше окажутся фирмы, сумевшие возвести барьеры для защиты от действий соперников (как нынешних, так и потенциальных). При этом имплицитно допускалось, что занятие и удержание вы­годной рыночной позиции есть главный источник создания цен­ности. Однако в ряде отраслей основой конкуренции является не позиционирование, а передовые организационные навыки либо непрерывный поток новых идей и «создание рынков завтрашне­го дня». В-третьих, Портер полагал уровень неопределенности низким, позволяющим стратегу уверенно предсказать будущее отрасли и поведение ее участников и выбрать в ней соответству­ющую позицию. Однако в современном бизнесе точно предви­деть будущее довольно трудно.

Другим вопросом острых дискуссий о модели Портера была пятизвенная классификация сил отраслевой конкуренции. Сам ее автор [Porter, 2002] допускал возможность дополнения этой схе­мы шестым элементом, на роль которого у него претендовали правительство либо организации, чьи продукты и услуги комп­лементарны продуктам и услугам изучаемой фирмы. Данные

23 К взаимозависимым относятся межфирменные структуры — альян­сы, сети и так называемые экономические паутины, — главная стратегиче­ская проблема которых состоит в нахождении баланса между процветанием всей структуры и ее отдельных элементов. В рамках систем привилегирован­ных отношений фирмы, действующие на одном рынке, устанавливают меж­ду собой особый режим отношений, основанных на общности финансовых интересов, дружбе, доверии, этнической лояльности (примеры — японские кейрецу, южнокорейские чеболи, мексиканские групо, российские интегри­рованные бизнес-группы).

249