logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения

верификации приоритета выгодной рыночной позиции для устой­чивой прибыльности, полученные в результате проекта PIMS и многолетней практики применения концепции стратегических бизнес-единиц, созданной компанией McKinsey.

Немаловажным было и то, что акцент Портера на отраслевые аспекты успешных стратегий фирм соответствовал резкому нара­станию с середины 1970-х гг. конкуренции как на мировых, так и на национальных рынках Северной Америки и Западной Европы. Эта тенденция стимулировала поиск объяснений успешных стра­тегий фирм не в их внутренних различиях, а в сравнительных уме­ниях рыночного соперничества. В духе времени была активизация исследований в области маркетинга, которые не только по сути, но и по терминологии созвучны концепции Портера. Именно тогда понятие позиционирования было введено в литературу по конку­рентным стратегиям известным маркетологом Дж. Траутом, а в теории маркетинга традиционную концепцию маркетинг-менедж­мента (по сути, проектирования маркетинг-микса) стала вытес­нять концепция маркетинговых стратегий (сводившаяся к поиску долгосрочных конкурентных преимуществ). Показательно созву­чие трактовок конкурентных преимуществ, возникающих вслед­ствие правильного рыночного позиционирования, в популярном учебнике по стратегическому управлению (устойчивое конкурент­ное преимущество выражается в превосходстве над конкурентами по количеству клиентов и возможности противодействовать вли­янию конкурентных сил) [Томпсон, Стрикленд, 2003] и в не менее известном учебнике по стратегическому маркетингу (конкурент­ное преимущество как характеристики или атрибуты продукта или бренда, дающие фирме превосходство над ее прямыми конку­рентами) [Ламбен, 2004]. Расходясь с Портером в нюансах, эти тол­кования конкурентных преимуществ показывают тесную связь школы позиционирования с теорией маркетинга.15

15 Современная теория маркетинга изучает гораздо более широкий спектр вопросов не только конкурентных, но и корпоративных стратегий фирм. Ярким примером является развитие такого направления, как сетевой маркетинг или маркетинг взаимоотношений. Подробнее об эволюции и но­вых приоритетах теории маркетинга см.: [Йеннер, 1997; Третьяк, 1997; 2001; 2005; Нечаева, 1998; Кущ, 2003].

241