logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 5

ТРЕТИЙ ЭТАП: РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НА СОБСТВЕННОЙ ОСНОВЕ

К началу 1990-х гг. во всех ведущих университетских бизнес-школах Северной Америки и Европы стратегическое управление получило признание в качестве важной области научных иссле­дований. Предшествующие два десятилетия были периодом бы­строго прогресса этой новой научной дисциплины, которая вы­росла из аналитических комментариев к учебным кейсам про­грамм МВА и долгое время опиралась в своем развитии на инст­рументарий и прикладные разработки на основе достижений других, более зрелых наук, прежде всего экономической теории фирмы, социологии организаций и организационной психоло­гии. Вместе с тем, хотя проблематика исследований стратегий фирм не вызывала серьезных споров и сводилась к выяснению механизмов долгосрочной прибыльности фирм и соответствия между различными аспектами внутренней организации и внеш­ней бизнес-среды, ни одна из популярных в 1980-е гг. концепций стратегического управления не могла дать комплексных ответов на его ключевые вопросы. Так, школа позиционирования искала истоки конкурентных преимуществ в умелом рыночном поведе­нии фирм, но при этом сильно принижала роль внутренней орга­низации. В свою очередь, концепции, подчеркивавшие организа­ционные факторы успешных стратегий, пока либо не учитывали экономические аспекты последних, либо не обсуждали их в тер­минах конкурентных преимуществ. В такой ситуации нельзя было рассчитывать на преодоление аналитической дихотомии между содержанием и процессом стратегического управления.

Потребность в новой парадигме стратегического управле­ния диктовалась к исходу 1980-х гг. не только нараставшими методологическими трудностями развития соответствующей

301