logo
Учебник_Катькало_менеджмент

1.3. Предметная область исследований

ные за это время интерпретации стратегического управления со­хранили свое значение с учетом различных потребностей фирм, действующих на рынках разной степени зрелости, институцио­нальной организации и географической протяженности. Одна­ко наиболее значимы те концепции стратегий, которые адек­ватны современным условиям конкуренции и экономического роста.

Относя раскрытие понятия конкурентных преимуществ к задачам следующего раздела настоящей главы, сначала проанали­зируем особенности названных выше четырех этапов развития научных трактовок содержания стратегического управления и за­тем сформулируем его авторское определение.

Исторически первое научное понимание стратегии фирмы видело в ней определение долгосрочных целей развития фирмы с учетом ограничений ее внутренней и внешней среды. При этом конкурентные преимущества фирмы были результатом правиль­ной состыковки последних. Именно таким образом сфера науч­ных исследований стратегий фирм была формально очерчена с точки зрения особенностей концепций, определений и методоло­гий в начале 1960-х гг. в пионерных трудах американских ученых А. Чандлера [Chandler, 1962], К. Эндрюса [Learned et al., 1965]24 и И. Ансоффа [Ansoff, 1965].25 Исходное для современной теории стратегического управления определение было предложено Чандлером: «Стратегия есть установление основных долгосроч-

24 Эндрюс был автором аналитического текста к этому учебнику «По­ литика бизнеса», подготовленного группой профессоров общего менеджмен­ та Гарвардской школы бизнеса. Спустя несколько лет он изложил свою кон­ цепцию корпоративной стратегии в индивидуальной монографии [Andrews,

1971].

25 На фоне их заслуг в формулировании основ теории стратегического управления, предложения некоторых специалистов [Collis, Montgomery, 1997; Минцберг и др., 2000] начинать здесь отсчет от книг П. Дракера «Управление по целям» (1964) или У. Ньюмена «Административное поведение» (1951) не имеют достаточной аргументации. Равным образом сомнительно причисле­ ние Р. Виттингтоном [Whittington, 1993] к истокам этой теории мемуаров А. Слоуна «Мои годы с General Motors» (1963), особенно если вспомнить, что научным консультантом их автора был Чандлер.

53