logo
Учебник_Катькало_менеджмент

2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов

В концепции Виттингтона [Whittington, 1993] выделяется четыре основных подхода к анализу стратегий фирм, но каждый из них также ассоциируется с конкретным десятилетием, когда его влияние было особенно сильным. Как видно из табл. 2.6, клас­сическая трактовка с ее акцентами на планирование и рациональ­ный анализ пережила расцвет в 1960-е гг., в период устойчивого экономического роста. Вера в планирование была подорвана нефтяными кризисами середины 1970-х гг., что способствовало бурному развитию процессуального подхода, акцентировавшего фактор ограниченной рациональности в поведении менеджеров, и эволюционного подхода, «испытывавшего благоговение перед силами рыночной конкуренции». Аргументация эволюционного подхода еще более возросла в 1980-е гг., отмеченные популярно­стью доктрины либерализма в экономической политике ряда ве­дущих государств Запада. Резкое усиление в 1990-е гг. системно­го подхода Виттингтон объясняет прекращением противостоя­ния «капиталистической Америки и коммунистического совет­ского блока», а также экономическими успехами стран Юго-Вос­точной Азии, что в совокупности привело к надлежащему при­знанию разнообразия моделей рыночной экономики. Разработка стратегий фирм в этом постоянно усложняющемся мире требует системного учета многообразия условий и механизмов конку­ренции.

Обе периодизации по критерию исторической смены «школ стратегий» очень интересны прежде всего тем, что опираются на анализ больших массивов профильных научных публикаций. Исследования Минцберга с соавторами и Виттингтона важны для предлагаемой в настоящей монографии концепции эволю­ции теории стратегического управления, с одной стороны, как ее определенная фактологическая база, и с другой — как ориентир для обоснованной дифференциации наших выводов. Следует от­метить, что рассмотренные здесь периодизации не лишены неко­торых методологических недостатков, что ограничивает возмож­ности применения их результатов.

Во-первых, несмотря на то, что по ряду своих выводов кон­цепции Минцберга с соавторами и Виттингтона созвучны (для 1980-х гг., например, лидирующими признаются школа позици-

137

138