logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу

рения запросов ее клиентов, каким образом скомбинированы ее ресурсы, как идентифицируются целевые рыночные сегменты, каковы механизмы извлечения экономических выгод из ее опе­раций и в конечном счете — как фирма управляет своей сто­имостью.38 Бизнес-модель есть «архитектура бизнеса фирмы», состоящая из рутинизированных элементов ее организацион­ного механизма (нерутинизированные элементы которого — это, например, лидерство и креативность топ-менеджеров). Проблема бизнес-модели особенно остро встает, когда создает­ся новая фирма либо предпринимается радикальное организа­ционное обновление компании (например, при переходе на новую стадию ее жизненного цикла), однако любая фирма всегда действует на основе какой-то (успешной или неудачной) бизнес-модели.

Понятие бизнес-модели имеет пространственный и времен­ной аспекты. Относительно первого в литературе есть широкая и узкая трактовки бизнес-модели. Используемый автором подход является ее интерпретацией в широком (для любой отрасли) смысле. В мире электронной коммерции применяется узкое по­нимание бизнес-модели для описания структуры продуктов, ус­луг и информационных потоков, а также взаимоотношений меж­ду участниками «отрасли». Временной аспект состоит в том, что бизнес-модели подвержены старению: их следует обновлять со­образно изменениям среды, появлению новых возможностей бизнеса, технологическим сдвигам и т. д.39 Вечно успешных моде­лей бизнеса не бывает.

38 К успешным (ставшим источниками выдающихся конкурентных преимуществ) относятся бизнес-модели компаний Wall-Mart [Уолтон, 2004] и Dell [Делл, 2004], модель «бережливого производства» [Вумек, Джонс, 2004] и модель «открытых инноваций» [Чезборо, 2004]. Хотя каждая была создана для конкретного вида бизнеса (торгового, компьютерного, автомо­ бильного и высокотехнологического), спектр их приложений гораздо шире.

39 Яркие примеры на этот счет из мира американских корпораций имеются в [Друкер, 2002]. Примером из новейшей российской истории является непростой переход пивоваренной компании «Балтика» (в усло­ виях быстрого созревания рынка) от производственной к маркетинговой бизнес-модели.

78