logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

которая получила название «школа обучения». Признавая из­вестную пестроту концепций, претендующих на отнесение к этой школе (что привело к возникновению ее узкого [Минцберг и др., 2000] и расширенного [McKiernan, 1996] толкований), автор придерживается ее широкого понимания, поскольку оно видит­ся более полно отражающим многофакторность и многоуров-невость обучения для разработки и реализации успешных стра­тегий.

С этой точки зрения к «школе обучения» можно отнести и дескриптивную концепцию «формулирования стратегии как по­литического процесса» Э. Петтигрю [Pettigrew, 1977], изучавшего влияние на стратегию различных групп и индивидуумов и спо­собы преодоления конфликтов их интересов, связанных с разли­чиями в функциональной специализации и доступе к информа­ции, а также с распределением ресурсов организации. Этот подход развивал заложенную в 1950-е гг. (работы Р. Сайерта, Дж. Марча, Р. Лоуренса и др.) традицию исследований процессов принятия управленческих решений как процессов политических перегово­ров и торгов, в ходе которых наиболее сильные группы могут выбирать варианты стратегий, стремясь не к лучшей состыковке с внешней средой, а к своей наибольшей финансовой или статус­ной выгоде. Для углубления познания политических аспектов формулирования стратегий Петтигрю выделял два аналитически разных, но эмпирически взаимозависимых процесса: процесс обособления интересов (требований) групп или индивидуумов и процесс мобилизации властного потенциала в поддержку тех или иных интересов. Его работы вводили в обсуждения стратегиче­ского управления терминологию теории организаций — понятия легитимности как цели стратегий (в отличие от более привычных целей прибыли, производительности и т. д.), символизма, верова­ний, мифов и сверх этого — идею их взаимосвязи через историю организационных процессов.

Концепция Петтигрю иногда определяется в литературе как ранний пример интерпретивной (interpretive) модели стратегий, основанной на идее социального контракта (а не трактовки орга­низаций как биологических организмов); согласно этой идее, организация понимается как совокупность кооперативных согла-

260