Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
развитие концепции динамических способностей пока находятся в начальной стадии. Турбулентность современной бизнес-среды выдвигает много новых вопросов, которые еще предстоит осмыслить концепции динамических способностей. Очевидно, например, что в быстроменяющейся среде уникальность ресурсов может легко улетучиться, а эффективные сегодня рутины — в одночасье устареть. Поэтому единственным действенным механизмом реализации преимуществ на основе динамических способностей является перманентное организационное обновление фирмы. Но где же сосредоточены динамические способности: в лидерах компании или самой организации? Если постоянное обновление организации неизбежно, то динамические способности следует понимать как некую мегарутину, механизм действия которой пока еще мало изучен. Каков механизм наращивания новых компетенций взамен отмирающих? Можно ли сформулировать некие предсказания относительно того, что позволяет фирмам, конкурирующим на основе динамических способностей, побеждать своих отраслевых соперников? Список подобных вопросов можно продолжить, и объективность их постановки стимулирует развитие методологии исследований стратегий фирм в русле концепции динамических способностей.
510
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью предложенной монографии было исследование закономерностей становления и эволюции теории стратегического управления, а также определение приоритетных задач ее современного развития. В качестве одного из отправных тезисов автора явилось признание различий между стратегическим управлением как научной дисциплиной, учебным курсом и областью консалтинговой практики. Важным стало также понимание отличий предмета теории стратегического управления от программ исследований в области теории финансов, теории маркетинга и теории организационного поведения. Хотя все эти четыре основных направления научной работы и подготовки аспирантов в ведущих университетских школах бизнеса мира значимы для улучшения знаний об источниках и механизмах устойчивых конкурентных преимуществ фирм (воплощаемых в различиях экономических результатов), именно для теории стратегического управления данная проблематика является стержневой. Этот специфический предмет теории стратегического управления четко дифференцирует ее и от концепций из микроэкономики, социологии, психологии и других смежных наук, изучающих конкурентное поведение организаций с точки зрения их внутренних процессов либо взаимодействий с внешней средой. Проведенный в данной книге анализ эволюции стратегического управления как научной дисциплины за последние 40 лет позволяет уверенно утверждать, что, начавшись с аналитических комментариев к учебным кейсам и прикладных исследований на основе достижений других наук, уже в течение 15 лет она развивается на собственной основе.
Вместе с тем значительный прогресс научных исследований стратегического управления, достигнутый к началу XXI в. благо-
511
Заключение
даря их количественному и качественному росту на всех выделенных автором трех этапах этой эволюции, является лишь прологом нарождающегося в 2000-е гг. следующего, четвертого этапа данной области знаний, на котором предстоит создать динамическую теорию стратегий фирм. Только такая теория будет адекватна задачам стратегического управления в современной инновационной, информационной и глобальной экономике. Работа в этом направлении лишь начинается, и в современной литературе имеются достаточно разные толкования набора приоритетных методологических проблем, от решения которых зависит успех всего проекта (см.: [Thomas, Pollock, 1999; Hoskisson et al., 1999; Whittington et al., 2002; Уильямсон, 2003]). По мнению автора, таких основных проблем четыре.
Во-первых, в современной теории стратегического управления пока не найден правильный баланс между дедуктивными и индуктивными методами исследований. Как отмечалось в гл. 2, некоторые авторы [Lowendahl, Revang, 1998] считают, что приход эпохи постмодернизма требует полного отказа от дедуктивных амбиций построения универсальных теорий. Однако автор данной монографии придерживается (вслед за [Whittington, Mayer, 2000; Pettigrew et al., 2002]) более взвешенного подхода, который определяется как «послемодернизм». Такая трактовка предполагает сохранение в современных исследованиях стратегий важной роли сложных статистических инструментов и крупных баз данных, составленных по материалам официальных отчетов компаний, т. е. тех методов проверки гипотез, благодаря которым научная дисциплина стратегического управления обрела академическую легитимность. Однако дедуктивный подход в его исходной версии неприемлем для развития этой научной дисциплины.
С одной стороны, дедуктивный подход должен претерпеть определенные изменения для того, чтобы стать востребованным в XXI в. теорией стратегического управления. Пока множественные попытки построить на основе статистической обработки крупных массивов финансовых данных о фирмах жесткие причинно-следственные связи (понимаемые в дедуктивном подходе как «истинная наука») оказались не вполне успешными при про-
512
Заключение
верке гипотез о соотношениях стратегий диверсификации с прибыльностью фирм либо преимуществах связанной диверсификации, дивизиональной и иных структур [Whittington et al., 2002, p. 479]. По мнению автора, проблема состоит не в том, уместны ли при исследованиях стратегий фирм научные обобщения, а в том, что здесь возможны лишь общие корреляции, а не детерминированные для всех ситуаций причинно-следственные связи. Показательно, что в последние 10-15 лет особо интенсивно развиваются те «школы стратегий» (а именно: школы обучения и конфигурации [Минцберг и др., 2000], в другой трактовке — школы границ фирмы, динамических способностей и конфигурации [Volberda, Elfring, 2001]), которые в наибольшей мере отрицают возможность универсальных рецептов. Применять дедуктивные методы в дальнейших исследованиях стратегий можно и нужно, но так, чтобы этот подход имел приоритетом развитие новаторских, креативных теорий для неопределенных и подвижных условий современной конкуренции, а не выявление условий определенности и детерминизма.
С другой стороны, дедуктивный метод следует дополнить индуктивным, который сегодня нельзя оценивать как вторичный по сравнению с первым. Индуктивный метод, присущий историкам, ныне очень актуален для изучения организационного обучения, знаний как активов и других основ устойчивых конкурентных преимуществ в новой экономике, и посему, хотя ресурсная концепция и концепция динамических способностей пока имеют довольно скромные эмпирические подтверждения, важность этих подходов для практики менеджмента неоценима. Развитие логики такого взаимодополнения означает не только поиск баланса количественных и качественных методов исследований (возможно, для разных вопросов теории стратегического управления уместны разные методы), но и понимание основных парадигм этой теории как комплементарных (правильной аналогией будет их переплетение в прочный канат). При этом в центре внимания должен быть проблемно-ориентированный анализ стратегий фирм (прежде всего главной проблемы «Почему фирмы различны?») на основе дальнейшего «управленческого расширения» экономической теории, означающего движение к междисципли-
513
Заключение
нарности (вместо непродуктивной мультидисциплинарности) теории стратегического управления.
Во-вторых, пока очень мало сделано в решении другой серьезнейшей методологической проблемы — количественного измерения многих параметров стратегий и теоретических конструктов, занимающих центральное место в передовых концепциях стратегического управления. Введение и теоретическое оттачивание таких, адекватно отражающих реалии конкуренции в современном бизнесе понятий, как «ключевые компетенции», «динамические способности», «реальные опционы», сопровождается нарастанием проблемы измерения этих и других ненаблюдаемых факторов успешных стратегий. По-видимому, проблема будет обостряться по мере нарастания значения факторов предпринимательства, лидерства и инноваций в конкурентной дифференциации фирм. Возможно, в некоторых случаях необходимо принять во внимание и менее количественно-ориентированные методы измерения таких конструктов.
Следует подчеркнуть, что одним из важнейших аспектов этой проблемы является сохраняющийся в современной теории стратегического управления плюрализм пониманий основной единицы анализа. В этой роли в разных концепциях стратегий выступают организационные способности (компетенции) и ресурсы фирмы, бизнес-единица, фирма, стратегическая группа, отрасль, товарный рынок. Некоторые авторы вообще считают, что в современном мире, все более разнообразном и менее предсказуемом, выбор единицы анализа зависит от конкретной отрасли или фирмы [Prahalad, Hamel, 1994]. Хотя в целом можно согласиться с тезисом, что все эти единицы анализа полезны для осмысления конкуренции фирм [Thomas, Pollock, 1999], даже с учетом абсолютно преобладающего мнения в современной литературе о том, что базовой единицей является фирма, все же остается открытым следующий вопрос: не следует ли понимать эту базовую единицу в двух ипостасях — фирмы и ее способностей либо только способностей как основной микроаналитической единицы анализа? Скорее всего, дальнейшее развитие теории стратегического управления в данном вопросе пойдет по одному из двух последних сценариев.
514
Заключение
В-третьих, еще предстоит разработать всеобъемлющую динамичную теорию стратегического управления. До недавнего времени концепции эффективных стратегий фирм уделяли основное внимание таким их аспектам, как стабильность и постоянство, а не новизна и предпринимательство; иначе говоря, акцент делался на минимизацию издержек, а не на создание дополнительной ценности. Поскольку концепция динамических способностей находится пока в начальной стадии развития и является лишь одним из ведущих подходов к стратегиям фирм (хотя и самым перспективным), предстоит еще очень многое сделать для закрепления фактора времени в качестве одного из ключевых в современной теории стратегического управления. Ясно, однако, что непродуктивность нормативных обобщений во времени требует и в этом смысле серьезной коррекции роли и конструкции дедуктивных методов анализа.
Применительно к методам исследований акцент на динамические аспекты стратегий означает, по меньшей мере, два важных последствия: приоритет изучения процессов изменений объектов, а не их фиксированных состояний и активное дополнение традиционных межотраслевых исследований фирм углубленными лонгитюдными кейсами отдельных фирм. В обоих случаях речь идет о поиске более адекватных эпохе конкуренции на основе инноваций подходов к выяснению механики долгосрочных конкурентных преимуществ. Возможно, следует также расширить сферу эмпирических источников знаний исследователей стратегий за пределы случаев лишь успешных фирм и включить в нее весьма информативные сюжеты фирм-неудачников.
В-четвертых, для современной теории стратегического управления не менее важным, чем временной, является национальный контекст. Поначалу большинство концепций стратегий строилось на материалах фирм США, и в духе традиций дедуктивизма предполагалось, что их лучший опыт будет реплицирован фирмами других стран. В последние 10 лет признание недостаточности и даже ошибочности такого подхода стало общим местом в основных аналитических обзорах состояния дел в этой теории (см.: [McKiernan, 1996; Hoskisson et al., 1999; Whittington et al, 2002]), хотя для изменения ситуации предстоит сделать еще очень многое.
515
Заключение
Сегодня в едином, многообразном, быстроменяющемся мире прогресс в создании новой холистической парадигмы стратегического управления реален лишь с учетом опыта разных стран. Поскольку в условиях интенсивной глобализации бизнеса происходит не унификация моделей бизнеса, а нарастание конкуренции эффективных бизнес-моделей, возникших в разных институциональных контекстах, постольку важной методологической особенностью современной теории стратегического управления является ее развитие посредством международного сравнительного анализа.
С одной стороны, с начала 1990-х гг. ведущие американские ученые отошли от изучения стратегий только на материалах компаний США: например, исследования Чандлера [Chandler, 1990; 2001] и Портера [Портер, 1993] были посвящены международному компаративному анализу стратегий фирм и стран, а в случае межфирменных отношений в экономике США стала обсуждаться практика межнациональных союзов европейских фирм pi бизнес-групп из Юго-Восточной Азии. С другой стороны, за последние 15-20 лет в Европе сложился ряд признанных научных центров в области стратегий фирм (в Лондонской, Уорвикской и Копенгагенской школах бизнеса, международной школе бизнеса INSEAD, Роттердамской школе менеджмента и др.) и немало европейских (Р. Виттингтон, X. Волберда, И. Доз, Дж. Кей, К. Кул, К. Маркидес, Э. Петтигрю, Г. Хамел, Н. Фосс и др.) и японских (X. Итами, И. Нонака, К. Омае, X. Такеучи и др.) ученых обрели мировой авторитет.
Следует особо отметить, что взлет этих новых центров исследований был связан не только с изучением передовой по мировым меркам национальной практики менеджмента (специфики распространения в Европе дивизиональной структуры или стратегических аспектов межфирменных объединений японских компаний), но главное, с тем, что ученые этих стран стали лидерами дискуссий по актуальным вопросам теории стратегического управления (в случаях ресурсной и сетевой концепций, концепции стратегий на основе знаний, стратегий диверсификации и др.). При этом отличия европейских и японских культурных и научных традиций от американских подходов были нередко весь-
516
Заключение
ма полезны. Так, уже в 1980-е гг. отмечалось, что различия в приоритетах европейских и американских исследователей стратегий состоят в том, что первые предпочитают рассматривать проблемы международных стратегий и взаимодействия бизнеса и государства, а также склонны проводить анализ на базе данных за длинные периоды времени [Snow, 1986]. Подобные акценты еще более востребованы для осмысления стратегий фирм в экономике XXI века.
По мере преодоления новой Россией наиболее тяжелой фазы переходного периода и начала экономического роста в стране, а также развертывания процессов ее интеграции в мировое хозяйство только в 2000-е гг. стала актуальной разработка отечественными учеными фундаментальных проблем теории стратегического управления в русле их понимания в современной литературе, а также на материалах и для нужд национального бизнеса. В середине текущего десятилетия приходится констатировать, что подобные усилия находятся в начальной стадии. Российские ученые пока не активны в дискуссиях по актуальным проблемам теории стратегического управления — их выступления с докладами на основных международных конференциях очень редки и публикации в ведущих международных научных журналах по менеджменту (входящих, например, в список Financial Times — 40) практически отсутствуют. Немногочисленны и публикуемые на русском языке исследования стратегий фирм, выполненные на отечественном эмпирическом материале с применением современных количественных и качественных методов анализа и новейших концепций теории стратегического управления.
Кроме названных обстоятельств объективного характера, развитие в России исследований стратегического управления сдерживается также тем, что институциональная инфраструктура находится в состоянии становления и в сравнении с США и Европой во многом пребывает, по-видимому, на их уровне примерно 30-летней давности. Главным сдерживающим институциональным фактором при этом является отсутствие пока в России традиционной для ведущих стран мира системы профильных научных центров — университетских школ бизнеса. (Редким исключением являются школы бизнеса (менеджмента) в ряде веду-
517
Заключение
щих исследовательских университетов Москвы и Санкт-Петербурга.) Между тем начиная с 1960-70-х гг. именно школы бизнеса ведущих университетов США (и чуть позже — Европы) стали источником всех основных парадигм и концепций теории стратегического управления и местом подготовки новых поколений профессиональных преподавателей-исследователей в области менеджмента [Огье, Тис, 2004]. Профильные научные журналы и аспирантура, ежегодные международные и всероссийские конференции и симпозиумы, базы данных и банки углубленных кейсов по отечественным фирмам — все эти ключевые элементы обсуждаемой институциональной инфраструктуры начали активно формироваться в России лишь в 2000-е гг., и потребуется известное время, прежде чем они будут сопоставимы с лучшими мировыми аналогами.
Нельзя не учитывать, однако, что многие российские компании начинают выходить на уровень современной постановки и решения задач стратегического развития. Лидеры национального бизнеса уже живут в мире проблем, которые обсуждаются в современной теории стратегического управления. Показателен в этой связи всплеск интереса в последние годы к роли брендов (и других нематериальных активов) в конкуренции на российском рынке, а также обсуждение ее в контексте «горячей» для любой успешной компании мира темы соотношения глобальных и локальных брендов. Подобная общность проблем начинает проявляться и в постепенном смещении акцентов в менеджменте ведущих российских компаний с задач бессистемной экспансии бизнеса и экономии от масштаба к управляемому росту и оптимизации их размеров (в том числе к обсуждению сравнительных достоинств диверсификации и специализации) и с производительности — к удовлетворению клиентов и продуктовым и иным инновациям. Исключительно важно, чтобы эта профессионализация российских менеджеров была поддержана прогрессом отечественных университетских школ бизнеса и других научных центров в развитии исследований мирового уровня в области стратегического управления.
518
- 2.5. Выводы 159
- 4.5. Выводы 295
- Глава 6. Контуры четвертого этапа
- 6.6. Выводы 504
- Список таблиц
- Список рисунков
- Глава 1
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.1. От «стратегии как искусства»
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.3. Предметная область исследований
- 1.3. Предметная область исследований
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.3. Предметная область исследований
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.3. Предметная область исследований
- 1.3. Предметная область исследований
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.3. Предметная область исследований
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.3. Предметная область исследований
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.3. Предметная область исследований
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.3. Предметная область исследований
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.4. Собственный понятийный аппарат
- 1.4. Собственный понятийный аппарат
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.4. Собственный понятийный аппарат
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.4. Собственный понятийный аппарат
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.4. Собственный понятийный аппарат
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.4. Собственный понятийный аппарат
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.4. Собственный понятийный аппарат
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.4. Собственный понятийный аппарат
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.5. Выводы
- 1.5. Выводы
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- 1.5. Выводы
- Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу
- Глава 2
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.4. Концепция эволюции теории стратегического управления
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.5. Выводы
- 2.5. Выводы
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- 2.5. Выводы
- Глава 2. Методология и периодизация тсу
- Глава 3
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.3. Школа планирования и ее современная оценка
- 3.3. Школа планирования и ее современная оценка
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.3. Школа планирования и ее современная оценка
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.3. Школа планирования и ее современная оценка
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.3. Школа планирования и ее современная оценка
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.3. Школа планирования и ее современная оценка
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.3. Школа планирования и ее современная оценка
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.3. Школа планирования и ее современная оценка
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.3. Школа планирования и ее современная оценка
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.4. Разработки консультационных фирм 1960-70-х гг.
- 3.4. Разработки консультационных фирм 1960-70-х гг.
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.4. Разработки консультационных фирм 1960-70-х гг.
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.4. Разработки консультационных фирм 1960-70-х гг.
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.4. Разработки консультационных фирм 1960-70-х гг.
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.4. Разработки консультационных фирм 1960-70-х гг.
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.5. Выводы
- 3.5. Выводы
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- 3.5. Выводы
- Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм
- Глава 4
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм
- 4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины Рисунок 4.2. Три типовые конкурентные стратегии Портера
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм Модель корпорации в концепции «Затраты — выпуск»
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм
- Глава 4. Второй этап.: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.5. Выводы
- 4.5. Выводы
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.5. Выводы
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- 4.5. Выводы
- Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины
- Глава 5
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции11
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий
- 5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.4. Традиционное и динамическое ответвления ресурсной концепции: сравнительный анализ
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.5. Операционализация и эмпирическая проверка ресурсной концепции: трудности и достижения
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.6. Выводы
- 5.6. Выводы
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.6. Выводы
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- 5.6. Выводы
- Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе
- Глава 6
- Глава 6. Контуры четвертого этапа тсу
- Глава 6. Контуры четвертого этапа тсу
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.2. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.4. Аналитические преимущества концепции динамических способностей в «экономике знаний»
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.5. Динамические способности на практике: успешные стратегии российских университетов в 1990-2000-е гг.80
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.6. Выводы
- 6.6. Выводы
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.6. Выводы
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- 6.6. Выводы
- Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления
- Литература