logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм

В-третьих, логика организационной экологии нашла инте­ресное применение и как новая схема для изучения стратегиче­ских групп, концепция которых впервые была разработана на ос­нове экономической теории отраслевой организации. Своеобра­зие нового подхода состояло в трактовке стратегических групп как «организационных типов» и анализе их динамики в одной и той же конкурентной среде. Организационные экологи использо­вали данные по той же отрасли, что и авторы знаменитых «иссле­дований пивоварения» 1970-х гг., но применили другие критерии для определения стратегических групп в пивной отрасли США и потому иначе выделяли кластеры фирм. Так, У. Боекер [Boeker, 1991] выявил три группы пивоваров: национальные, региональ­ные и локальные фирмы, а Г. Кэрролл и А. Сваминатан [Carroll, Swaminathan, 1992] — иные типы: массовые производители, мик­ропивоварни и пабы, производящие пиво.

На теоретическом уровне эти две концепции имели интерес­ные сходства и различия и в целом взаимодополняли друг друга [McGee, 2003]. Обе они исходили из наличия механизмов, препят­ствующих смене фирмами своих стратегий (барьеров мобильно­сти и структурной инерции), и в центре внимания той и другой был анализ групп (стратегических групп и организационных по­пуляций). Для обеих концепций характерен детерминизм, но он понимается по-разному: в концепции стратегических групп ре­зультаты фирм предопределены их стратегиями, а в «экологиче­ской» концепции — организационной средой.41 Между тем этот детерминизм концепции организационной экологии означал пренебрежение главными механизмами изменений отраслей и фирм, которые скрыты внутри организаций, и потому был глав­ной причиной ограниченного потенциала данной концепции в объяснении успехов и неудач фирм.

41 Схожие противоположности можно отметить при сравнении детер­министских предпосылок концепций стратегии и структуры А. Чандлера («структура определяется стратегией») [Chandler, 1962] и концепции жиз­ненного цикла организаций Л. Грейнера, полагавшего, что выбор стратегии во многом зависит от исторической траектории организационной эволю­ции фирмы [Грейнер, 2002]. Подробнее см. разд. 3.1.

269