logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

ния рент из обладания специфичными активами и тезисы теории трансакционных издержек. Как и Пенроуз, этот ученый полагал, что решение фирмы о расширении спектра ее продуктовых ли­ний есть следствие наличия у нее избыточных (недоиспользуе­мых) ресурсов, накопленных ранее и имеющих широкое приме­нение (fungible) при создании различных продуктов.15 В свою очередь, приложение идей Уильямсона проявилось в другом центральном тезисе Тиса: тот тип взаимосвязей между бизне-сами, который будет источником прибылей для фирм, следую­щих корпоративной стратегии диверсификации, одновременно является случаем тех взаимосвязей, которыми трудно управлять посредством неиерархических (рыночных) механизмов коорди­нации. Искомые структуры управления, с помощью которых фирма может извлекать конкурентное преимущество из своих ресурсов, были изучены Тисом на примерах диверсификации в нефтяной промышленности [Теесе, 1980] и в случае наукоемких фирм [Теесе, 1982]. Изложенные в этих статьях идеи о том, что диверсификация есть экономически эффективная форма хо­зяйствования в случае, если экономия от разнообразия основана на использовании специализированных ноу-хау и активов, бы­стро приобрели широкое признание. Важное развитие и про­верка (на американских материалах) этой концепции были сде­ланы в статье Монтгомери и Вернерфельта [Montgomery, Wernerfelt, 1988], установивших, что по мере роста степени ди­версификации фирмы сталкиваются со снижением средних уровней экономических рент.

Однако, несмотря на важность всех названных разработок, настоящий взрыв интереса в академических и деловых кругах к ресурсному подходу в целом и к ее трактовкам диверсификации в частности, произошел только после публикации в 1990 г. в

15 Примеры организационных ноу-хау, имеющих широкое примене­ние: использование автомобилестроительными компаниями в период вой­ны своих ноу-хау для производства танков, пивоваренных компаний — для производства безалкогольных напитков и т. д. Другими случаями ресурсов широкого применения могут быть специализированные неделимые физи­ческие активы, технологические ноу-хау и бренды (феномен «растяжения брендов»).

326