logo
Учебник_Катькало_менеджмент

5.6. Выводы

вития бизнес-среды является концепция динамических способ­ностей. Несмотря на нахождение ее пока на ранней стадии раз­работки, можно утверждать, что именно данная исследовательс­кая традиция, берущая начало в трудах Шумпетера, Пенроуз, Нельсона, Уинтера, Тиса и Рамелта, в наибольшей степени учиты­вает временной и предпринимательский аспекты стратегий на основе синтеза экономической и организационной теорий.

В-четвертых, развитие ресурсного подхода привнесло су­щественные коррективы в методы анализа стратегий фирм. Ран­ние работы по политике бизнеса опирались на отдельные либо сравнительные кейсы. Исследования на основе теории отрасле­вой организации пошли дальше, включив эконометрическии анализ результатов опросов и баз данных. Переключение интере­са ученых на развитие ресурсов и процессы создания знаний было сопряжено с возвратом к исследованиям на основе мень­ших выборок, порой сопровождавшихся опросами ограниченно­го числа фирм. Напомним: ресурсный подход подчеркивает уни­кальность каждой компании и полагает, что ключом к прибыль­ности является не повторение модели поведения других фирм, а эксплуатирование различий между ними. При этом концепцию динамических способностей отличает от традиционных воззре­ний гораздо меньшее использование инструментария формаль­ного экономического анализа. Однако это означает не отрицание количественных методов анализа, а необходимость их правиль­ного баланса с качественными методами с учетом особенностей постановки здесь главных проблем стратегического управления.

В-пятых, благодаря ресурсной концепции была восстанов­лена важная связь между содержанием и процессом стратегий. Ранние (начала 1960-х гг.) исследования в Гарвардской школе биз­неса по стратегиям фирм подчеркивали необходимость состы­ковки внутрифирменного менеджмента и рыночно-ориентиро-ванной стратегии. Хотя некоторые ученые продолжали подчер­кивать эту состыковку, большая часть исследований содержания стратегий на основе теории отраслевой организации стремилась игнорировать сложные вопросы внутренних (организационных) различий между фирмами. Зачастую полагалось, что знания и ноу-хау свободно доступны на рынке, причем различия между

389