logo
Учебник_Катькало_менеджмент

3.4. Разработки консультационных фирм 1960-70-х гг.

данными из широкого спектра отраслей36; 3) доказательством того, что снижения затрат, связанные с этим эффектом, не огра­ничиваются лишь начальными периодами производства конк­ретной продукции, а продолжаются и в дальнейшем; 4) опреде­лением последствий эффекта опыта фирмы для ее конкурентных позиций. Следует подчеркнуть, что логика конкуренции на осно­ве эффекта опыта не только не была заимствована из экономи­ческой теории, но, напротив, сперва была разработана в целях изучения стратегий фирм и затем экспортирована в экономиче­ский анализ. После разработки компанией BCG концепции кри­вой опыта экономисты уже не могли избегать уточнения своих стандартных допущений о конкурентном поведении фирм и роли здесь фактора масштаба производства по сравнению с эф­фектами опыта развития отраслей и фирм.

Что касается матрицы BCG, то в 1970-80-е гг. она, как и дру­гие различные модели анализа портфеля бизнесов и продуктов, также приобрела огромную популярность среди топ-менеджеров США и Западной Европы.37 Дело в том, что рост фирм в преды­дущие два десятилетия происходил здесь, как правило, через ди­версификацию, а зачастую — в форме конгломератизации. Впер­вые в мировой истории бизнеса на передний план вышли задачи управления диверсифицированными компаниями. Их руководи­тели не только были незнакомы с понятием ответственности за судьбу многочисленных бизнес-единиц, но и лишь в небольшой степени могли найти ответы на свои вопросы в работах Чандле-ра, Эндрюса или Ансоффа. Ни в одной из них не было предложе­но операциональных аналитических подходов, позволявших кор­поративным стратегам принимать решения о том, в какие бизне-сы стоит делать инвестиции, а с какими — следует расставаться. Данная управленческая проблема обострилась в условиях рецес-

36 Проведенные BCG в 1970-е гг. исследования выявили для разных от­ раслей, что удвоение объемов производства ведет к снижению издержек до 25% [Огье, Тис, 2004, с. 17].

37 В начале 1980-х гг. более половины опрошенных крупнейших компа­ ний США сообщили о внедрении у себя концепции портфельного планиро­ вания [Haspeslagh, 1982].

203