logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм

шений, в которые индивиды вступают добровольно.35 Такая ха­рактеристика концепции Петтигрю подчеркивает ее близость к концепции стратегии фирмы как результата влияния ее органи­зационной культуры, т. е. системы ценностей, верований и норм поведения ее работников (см., напр.: [Barney, 1986a]). Действи­тельно, уже в начале 1980-х гг. тезис о стратегической важности организационной культуры стал очень модным благодаря его по­пуляризации в работах ведущих исследователей факторов меж­дународной конкурентоспособности фирм [Оучи, 1984; Питере, Уотермен, 1986], а также — активной разработки концепции организационной культуры представителями организационной социологии (во многом эта концепция была развитием идей из функциональной антропологии, семиотики и феноменологии). Однако, хотя концепция Петтигрю явно перекликалась с концеп­цией организационной культуры, его основной вклад в теорию стратегического управления был, с точки зрения автора моногра­фии, связан все же с углублением понимания роли фактора вла­сти в процессе выработки стратегий.

35 См., например, предложенную Э. Чаффи типологию концепций стра­тегий, разделяющую их на линейные, адаптивные и интерпретивные [Chaffee, 1985]. В трактовке стратегии как социального контракта существо­вание организации зависит от ее способности привлекать достаточное чис­ло индивидов для взаимовыгодной кооперации. Кроме того, интерпретив-ная модель стратегии полагает, что реальность есть результат социального конструкта, т. е. она не является чем-то объективным или внешним по от­ношению к стратегу и может быть истолкована им верно либо неверно. Ско­рее всего, реальность определяется как процесс социальных взаимодействий, в которых восприятия одних участников стратегического процесса подтвер­ждаются, модифицируются либо заменяются на другие во имя согласования их с восприятиями других участников этого процесса. Интерпретивная мо­дель, подчеркивающая зависимость стратегий от социальных символов и норм, по-своему важна для смещения акцента исследований с линейных моделей стратегий (школа планирования) на отношения организации с по­ставщиками необходимых ей ресурсов либо с клиентами. Однако эта модель с ее ориентацией на управленческие восприятия, конфликты и консенсусы (вплоть до языка управленческого взаимодействия) сводит проблему стра­тегий к одному (причем не главному) их аспекту и не входит в концептуаль­ное ядро современной теории стратегического управления.

261