logo
Учебник_Катькало_менеджмент

5.6. Выводы

Центральным вопросом теории стратегического управления является поиск устойчивых конкурентных преимуществ фирм. Деление их источников на внутренние и внешние относительно границ организации изначально было одной из основных дихо­томий этой теории и важной причиной плюрализма ее парадигм [Катькало, 2002а]. Суть данной перманентной дискуссии состоит в выяснении сравнительной важности умелого позиционирова­ния фирмы на рынке и наличия у нее уникальных ресурсов и организационных способностей, иначе говоря, в сопоставлении роли различий между структурами отраслей (рынков) и между отдельными фирмами. С середины 1980-х гг. в научной литерату­ре по стратегическому управлению обозначился сдвиг в пользу второго подхода — так называемой ресурсной концепции. Даль­нейшее усиление влияния последней не только соответствовало общим тенденциям эволюции теории стратегического управле­ния, но и стало воплощением нового, третьего этапа этой теории, когда она перешла к развитию на собственной основе. Результаты проведенного в настоящей главе анализа особенностей третьего этапа теории стратегического управления можно обобщить в следующих выводах.

Во-первых, становление новой парадигмы стратегического управления, которая к началу 1990-х гг. стала очень актуальной на фоне глубоких изменений в практике менеджмента конкурен-

385