logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу

альной (исходящей от новичков в отрасли) конкуренцией. В слу­чае национального рынка существует (хорошо известное в Рос­сии) различие между конкуренцией лишь отечественных фирм либо с участием иностранных компаний. В-третьих, преимуще­ства могут быть относительны фирмы с точки зрения другой фирмы, например, ее делового партнера. В совместном предпри­ятии, франчайзинговых или иных долгосрочных контрактных отношениях нет прямой конкуренции между двумя участниками, однако каждая из сторон всегда имеет альтернативные сценарии: вообще не вступать в отношения либо вступать в них, но с дру­гим партнером.

В ресурсной концепции проблема относительности преиму­ществ фирмы получает новое звучание. Сами по себе уникаль­ные ресурсы и отличительные организационные способности фирмы не являются ее конкурентными преимуществами, а ста­новятся их источником, когда применяются для целей бизнеса фирмы в конкретной отрасли или на конкретном рынке [Кау, 1993; Коллиз, Монтгомери, 2003 ]34. Иными словами, необходимо управленческое соответствие между ресурсами и способностями фирмы, видением ее будущего образа и бизнес-моделью функ­ционирования в конкретной отрасли или наборе отраслей в кон­кретный период.

Особенно важен вклад ресурсной концепции в понимание проблемы устойчивости конкурентных преимуществ. Сам тезис о том, что конкурентное преимущество не обязательно долговеч­но, тривиален: в природе конкуренции заложена возможность соперников его воспроизвести или иным образом устранить.35 Всякое преимущество может утратить свое значение, если сопер­ники будут упорно стремиться его преодолеть либо если изме-

34 Как справедливо отмечают Г. Л. Азоев и А. П. Челенков, «конкурент­ ное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностя­ ми компаний». В отличие от возможностей — это факт, который фиксирует­ ся в результате реальных предпочтений покупателей в таких экономических показателях, как дополнительная прибыль, более высокая рентабельность, рыночная доля, объем продаж [Азоев, Челенков, 2000, с. 48].

35 Стадии процесса формирования и утраты конкурентного преиму­ щества подробно исследованы в [Томпсон, Стрикленд, 2003], где этот про-

74