logo
Учебник_Катькало_менеджмент

6.5. Динамические способности на практике: успешные стратегии российских университетов в 1990-2000-е гг.80

В современном мире глобальной конкуренции на основе инноваций все типы организаций нуждаются в разработке стра­тегии. Показательно, что в работах ведущих зарубежных и рос­сийских исследователей стратегического управления организаци­ями примеры коммерческих фирм соседствуют с кейсами боль­ниц, симфонических оркестров, театров и университетов.81 При этом сюжеты университетов не только всегда использовались при разработке новых концепций стратегического управления (см.: [Mintzberg, 1978; Collis, Montgomery, 1997; Дракер, 2004]), но в последние 10-15 лет в связи с повсеместным сокращением в мире доли государства в финансировании системы высшего об­разования и развитием концепции «предпринимательских уни­верситетов» эти объекты превращаются в очень интересную об­ласть приложения новейших концепций стратегий фирм. В част­ности, представляется не только весьма актуальным, но и воз­можным изучение стратегий, структур и современных задач адаптации российских университетов на основе концепции дина­мических способностей.

В современном мировом образовательном пространстве ве­дущие позиции занимают страны, трактующие высшее образо­вание как отрасль рыночной экономики, а университеты — как участников международной конкуренции в отрасли. На этом фоне в российской высшей школе серьезно обострилось проти­воречие между задачей обеспечения кадрового соответствия страны требованиям экономики знаний и управленческим насле­дием траектории развития отечественных университетов. При этом смена статуса высшего образования с «части социальной

80 Данный раздел во многом опирается на положения и выводы опуб­ ликованной ранее работы [Катькало, 2005] и на обобщения результатов мно­ голетней работы автора как одного из организаторов и декана факультета ме­ неджмента СПбГУ.

81 По мнению Дракера, «глобальная конкуренция должна стать страте­ гической целью всех учреждений. Ни одно учреждение, будь то коммерче­ ское предприятие, университет (курсив мой. — В. К.) или больница, не мо­ жет рассчитывать на выживание, не говоря уже об успехе, если не будет со-

492

6.5. Динамические способности на практике...

сферы» на «отрасль рыночной экономики» перестает быть цент­ральным сюжетом дискуссий. На первый план выходит пробле­ма управления университетами как самостоятельными игроками на рынке профильных услуг, что делает крайне актуальными тео­ретические и практические вопросы стратегий, структур и адап­тационных умений этих вузов. Принятый курс на интеграцию российской высшей школы в Болонский процесс также требует интерпретации ее места в международной конкуренции в терми­нах не «плохого» или «хорошего правительства», а по критерию адекватности данной задаче моделей управления развитием вузов. Между тем самостоятельные и системные решения руково­дителей российских университетов по их стратегическому управ­лению пока являются большой редкостью. К сожалению, пробле­ма здесь не только в ограниченных ресурсах профессионального менеджмента, но во многом — в неправильной или недостаточ- \\ но реалистичной оценке «вызовов» внешней среды. Анализ в этом ракурсе эволюции после 1991 г. и перспектив развития уни­верситетов России позволяет выделить два разных этапа в транс­формации их управленческих моделей, первый из которых мож­но датировать периодом 1992-2002 гг. и второй — с 2003 г. по сегодняшний день. В настоящем разделе82 сначала будут проана­лизированы системные шоки и подходы к адаптации к ним луч­ших российских вузов в указанные два периода и затем сформу­лированы принципы стратегического управления современными российскими университетами.

ответствовать стандартам, которые устанавливают лидеры индустрии, в ка­кой части мира они бы ни находились» [Друкер, 20006, с. 92]. См. также от­личный мини-кейс «Мариинский театр переходит из аутсайдеров в лидеры» в учебнике [Гурков, 2004, с. 85-87].

82 Эмпирической базой представленных в нем выводов послужили углубленные обследования шести ведущих российских университетов (СПбГУ, ГУ-ВШЭ, Волгоградского, Новгородского и Уральского государ­ственных университетов и Томского политехнического университета) в рам­ках проекта «Анализ и механизм совершенствования экономики вузов» (за­казчики — Министерство образования и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации), осуществленного в 2004 г. фа­культетом менеджмента СПбГУ с участием специалистов ГУ-ВШЭ. Руково­дителем данного проекта был автор настоящей монографии.

493