logo
Учебник_Катькало_менеджмент

1.3. Предметная область исследований

ние — это «разработка и реализация действий, ведущих к долго­срочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов» [Гурков, 2004, с. 9]. Если в пер­вом случае особым достоинством дефиниции является акцент на механизм достижения преимуществ и связь с внешней средой, то во втором — его более выраженная экономическая логика.

Обобщая имеющиеся определения и представления о реали­ях бизнеса нашего времени, в настоящей монографии автор по­нимает стратегическое управление фирмой следующим образом.

Стратегическое управление это проактивный стиль управления, основанный на видении будущего образа фирмы и на ее динамических организационных способностях к обновлению, с учетом изменений внешней среды, своей бизнес-модели, обеспечива­ющей присвоение недоступных конкурентам экономических выгод (рент).

Данное определение обладает рядом достоинств. Во-первых, при его формулировании автор выходит за рамки таких тради­ционных вопросов, как: «В чем состоит наш бизнес?», «Кто наши конкуренты?» и «Как мы учитываем влияние внешней среды?», и дополняет их следующими вопросами: «Какой должна в будущем стать наша фирма?», «Каков источник наших конкурентных пре­имуществ?» и «Какова наша бизнес-модель?».

Во-вторых, в трактовке источников и механизмов создания конкурентных преимуществ автор придерживается, в широком смысле, логики ресурсного подхода в теории стратегического управления и, в узком смысле, его ответвления, концепции дина­мических способностей [Тис и др., 2003; Теесе, 2002]. С этим связан авторский акцент на организационные способности фирмы и их роль в постоянной «настройке» с учетом новых возможностей внешней среды, бизнес-модели фирмы. Следуя этой же логике, конкурентные преимущества фирм рассматриваются автором скьозь призму конкуренции их бизнес-моделей, а не конкуренции создаваемых фирмами товаров и услуг (подробнее см. разд. 1.4).

В-третьих, автор инкорпорирует в предложенное определе­ние ряд таких важнейших аспектов современной теории и прак­тики стратегического управления, как акцент на его предприни­мательский аспект, комплексный учет содержания, процесса и

61