logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления

6.3. Сетевая концепция стратегического управления и ее ограничения

Концепция «портфеля отношений», как считают ее авторы, развивается с середины 1990-х гг. и является не отрицающей, а дополняющей предшествующие ей концепции «портфеля бизне-сов» (возникла в 1970-е гг.) и «портфеля способностей» (разви­вается с середины 1980-х гг.). При этом для каждой из трех кон­цепций характерна определенная основа конкурентных преиму­ществ: соответственно исторической эволюции, экономии от масштаба, от масштаба и разнообразия, от масштаба, разнообра­зия и экспертизы (economies of expertise) [Venkatraman, Subrama-niam, 2002, p. 462-466].

Понятие экономии от экспертизы связано с экономически­ми выгодами, получаемыми фирмой от занятия центрального положения в сети, которое обеспечивает ей преимущественный доступ к источникам создаваемых в этой сети знаний (пилотных идей и прототипов новой продукции). Отсюда, в роли новой ос­новной единицы анализа в теоретизировании на тему стратегий оказывается не бизнес-единица (отраслевая концепция) или ди­версифицированная корпорация (ресурсная концепция), а меж­фирменная сеть.

Однако сами авторы концепции стратегии как «портфеля отношений» признают, что пока она не продвинулась дальше общей констатации ее отличий. До сих пор не ясны базовые принципы построения межфирменных сетей; непонятно, как концептуализировать бизнес-структуру, которая встроена в оп­ределенную организационную систему, но одновременно тесно связана с внешними сетями, создающими знания; каков дополни­тельный (к прежним концепциям) потенциал нового подхода к объяснению различий между фирмами и как можно измерить конкурентные преимущества, создаваемые сетями [Venkatraman, Subramaniam, 2002, p. 469-470].

Более того, ключевая посылка рассматриваемой концепции, состоящая в том, что в экономике знаний ни одна фирма не мо­жет иметь все необходимые ей организационные способности внутри корпоративных границ, не является оригинальным тези­сом. Исходя из анализа тех же реалий современных отраслей высоких технологий Г. Чезборо недавно разработал концепцию «открытых инноваций» [Чезборо, 2004], быстро получившую

463