logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.3. Неэкономические (организационные) концепции стратегий фирм

заций к сущностным изменениям) и заимствованных из биоло­гии моделей популяционной экологии для изучения и объясне­ния рождения, роста и упадка организаций (по аналогии с био­логическими видами). В отличие от традиционной теории орга­низаций, в центре внимания Ханнана и Фримена были не отдель­ные фирмы, а их популяции, т. е. совокупности фирм, обладаю­щих одинаковыми организационными формами. Последние оп­ределялись как совокупности наблюдаемых характеристик, вли­яющих на степень соответствия организаций изменениям внеш­ней среды, а разнообразие организационных форм объяснялось наличием разных типов окружающей среды (рыночных ниш).39 Организационные экологи изучают то, как определенные комби­нации ресурсов и конкуренция структурируют группы фирм в рамках отрасли. При этом постулируется, что адаптация через «внешний» отбор происходит, как правило, в популяции фирм или на уровне отрасли, а не отдельных организаций, поскольку их «структурная инерция» (консерватизм исходных черт, свойств и способов функционирования) ограничивает доступные им аль­тернативы развития. Данный тезис централен для понимания различий между популяционной экологией организаций и близ­кой к ней по объекту исследования теорией стратегического уп­равления, исходящей из способности отдельных фирм адаптиро­ваться к изменениям конкурентной среды.40

Однако, наряду с признанием расхождений этих подходов в объяснении и прогнозировании результатов стратегий фирм, более важно отметить ряд вопросов стратегического управления, возможности исследований которых серьезно расширились бла­годаря концепции организационной экологии. По мнению авто­ра, такие аналитические дополнения последней были наиболее весомы в трех направлениях.

39 Примером относительно заполненной ниши в ресторанном бизне­ се может служить такая форма его организации, как рестораны быстрого питания.

40 Подробнее о названных и других методологических особенностях концепции популяционной экологии организаций см.: [Радаев, 2005а; Вали- това, Тамбовцев, 2005J, где дан их отличный анализ с позиций, соответ­ ственно, экономсоциолога и экономиста.

267