logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения

ческих изменений и механизма принятия отраслевых технологи­ческих стандартов. Помимо внешних (рыночных) вопросов стра­тегий, игровые модели стали широко применяться экономиста­ми также при анализе проблем стратегического управления, свя­занных с внутренней организацией фирмы и определением эф­фективного набора видов ее деятельности (горизонтальная и вертикальная интеграция).20 Между тем многие из этих достиже­ний были скорее развитием новых направлений самой микроэко­номической теории и лишь опосредованно влияли на углубление понимания реалий стратегического управления.

Одним из основных ограничений на прямое применение аппарата теории игр в исследованиях стратегий фирм является то, что степень рациональности участников рыночной конкурен­ции, принимаемая в игровых моделях, зачастую гораздо выше, чем в иных экономических моделях. При этом порой упускается из виду различие между допущениями о сильной рационально­сти и о стремлении к максимизации прибыли, которые в практи­ке менеджмента могут различаться.21 Другим важным методоло­гическим изъяном теории игр выступает сведение в рамках это­го подхода сути рыночной конкуренции к конфликту сопернича­ющих фирм, что заведомо упрощает реалии бизнеса до аналогий с военными стратегиями.22 Наконец, вопрос о том, как каждая фир­ма предскажет поведение соперника, стандартно преодолевается

20 В книге «Экономика, организация и менеджмент» (впервые изданной в 1992 г.) П. Милгром и Дж. Роберте (русский перевод см.: [Милгром, Ро­ берте, 1999]) провели детальный анализ многих этих проблем и описали многочисленные приложения теории игр в изучении стратегий фирм.

21 В интересах стремящейся к максимизации прибыли фирмы может оказаться убеждение ее конкурентов или наемных работников, что она (либо ее менеджеры) стремится к максимизации нечто иного, чем прибыли. На­ пример, стремление фирмы к максимизации не только прибыли, но и бла­ госостояния работников, ориентирует организацию на внедрение их инно­ вационных идей и демотивирует ее действовать здесь оппортунистически (подробнее см.: [Saloner, 1991]).

22 Характерно, что впервые концепция военных стратегий была приме­ нена для научного исследования проблем бизнеса в книге 1944 г. экономи­ стов-математиков Дж. фон Ньюмена и О. Моргенштерна «Теория игр и эко­ номическое поведение».

247