logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

вопроходцы рынка достигали наименьших издержек и генериро­вали солидные доходы, что создавало невыгодные условия бизне­са для конкурентов, и это предопределило большую инструмен­тальную привлекательность данной концепции.34 Ее сила была в том, что она давала объяснение устойчивому доминированию фирм-лидеров вне зависимости от конкуренции. Однако для на­стоящего исследования эволюции теории стратегического управ­ления особенно важно то, что «логика „кривой опыта" вызвала вкус к микроэкономическому стилю изучения стратегий фирм» [Rumelt et al., 1991, p. 12]. Она впервые дала простую и емкую ин­терпретацию конкурентного преимущества, его источников и ме­ханизма его достижения, выраженную в экономических терминах. Хотя идея о том, что параметры некоторых издержек фир­мы зависят от развития «обучения действием», была известна еще с 1920-х гг.35, она в основном игнорировалась экономистами, поскольку создавала теоретическое неудобство: она не позволя­ла достигать равновесия в их стандартных моделях. Компания BCG обогатила эту идею четырьмя важными добавлениями: 1) положением о том, что эта зависимость применима не только к непосредственным расходам на персонал, но и ко всем стоимо­стным элементам (с учетом инфляции) добавленной ценности: благодаря этому концептуальному расширению «кривая обуче­ния» стала именоваться и как «кривая опыта»; 2) убедительными

34 За время после внедрения в практику бизнеса кривой опыта с ее им­ плицитным тезисом о том, что выгоды можно получить путем наращивания объемов производства, эта логика не раз доказала свою жизнеспособность. Однако слепое стремление только к снижению издержек может привести и к неожиданно слабой рыночной позиции. Это было учтено М. Портером, ак­ тивно использовавшим логику кривой опыта при разработке концепции ти­ повых конкурентных стратегий (см. разд. 4.2).

35 Некоторые исследователи отмечают, что Хендерсон лишь преобразо­ вал для нужд анализа стратегий фирм концепцию «кривой обучения», впер­ вые созданную в 1920-х гг. ныне забытой компанией Curtiss Aircraft [Крей- нер, 2002]. Изначально концепция применялась для управления производ­ ством и исходила из количественно установленной зависимости: по мере роста объема выпуска, в результате накопления опыта, издержки на единицу продукции снижаются.

202