logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

ские решения в трех областях: предпринимательской (выбор набо­ра товаров и рынков и адаптация к нему), инженерно-технической (производство и отгрузка товаров) и административной (опреде­ление управленческих ролей, взаимоотношений и организацион­ных процессов). Если фирма принимает предпринимательские ре­шения в духе модели «изыскателя», то она должна будет вскоре одобрить соответствующие этой модели инженерно-технические и административные решения и затем повторять на новых витках развития этот их цикл. При достаточной повторяемости и проду­манности таких циклов фирма может стать успешным «изыскате­лем», «аналитиком» или «защитником», а при неспособности дос­тичь организационного соответствия с бизнес-средой ей достанет­ся лишь судьба «пассивного адаптатора». Такое понимание траек­тории развития фирмы позволяет реально оценить программу действий при необходимости смены ею своей стратегии.

Свою концепцию моделей организационной адаптации Майлз и Сноу разработали на основе анализа 84 кейсов развития организаций из 4 отраслей (16 фирм — издателей учебной лите­ратуры для университетов, 49 фирм — производителей электро­ники и продуктов питания и 19 больниц). За более чем четверть века после первой публикации типологии Майлза и Сноу други­ми учеными были неоднократно проведены ее эмпирические проверки на широком спектре организаций из разных отраслей (больниц, университетов, банков, промышленных фирм и стра­ховых компаний) и обнаружены сильные и согласующиеся друг с другом подтверждения ее логики. Фундаментальность класси­фикации Майлза и Сноу способствовала формированию в те­ории стратегического управления так называемой школы конфи­гурации.44 Суть этой школы в том, что, хотя в конкретной отрас­ли или бизнес-среде имеется более одного способа процветания фирм, число этих способов ограничено — есть лишь несколько базовых моделей конкурентного поведения, которые фирмы мо-

44 Подробнее о «школе конфигурации» см.: [Минцберг и др., 2000, гл. 11]. Интересная попытка дополнения этой школы оригинальной «сис­темной концепцией» (хотя и в весьма постановочной форме) была недав­но предпринята в [Градов, 2003].

272