logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

тин, а не только ее ресурсной базы. Так, стратегической пробле­мой может стать компактный размер школы бизнеса, не позво­ляющий при относительно небольшом количестве ресурсов развивать масштабные или многочисленные учебные програм­мы и научные проекты, однако этот недостаток может быть компенсирован кластером уникальных рутин (например, отбо­ра и удержания лучших преподавателей), создающих недоступ­ное крупномасштабным школам бизнеса конкурентное преиму­щество.

Вне зависимости от отраслевых, функциональных или тех­нологических особенностей тех или иных способностей в совре­менной литературе имеется консенсус по поводу их общих харак­теристик. В качестве таковых принято отмечать, что способно­сти, во-первых, обычно имеют ценность для операций фирмы по созданию различных продуктов и на различных рынках; во-вто­рых, встроены в организационные рутины (в понимании послед­них в [Нельсон, Уинтер, 2002]) и потому могут сохранять свое значение, если отдельные сотрудники покинут организацию;35 в-третьих, по сути неявны, т. е. их трудно изложить в виде алго­ритмов поведения либо операционных процедур.

В последнее десятилетие еще одним дискуссионным вопро­сом развития понятийного аппарата ресурсной концепции (по­мимо отмеченных расхождений в интерпретации ресурсов и способностей36) стало уточнение соотношения понятий «спо­собности» и «компетенции». Здесь можно выделить три точки зрения.

35 Следует различать понятия «навыки» и «рутины»: первое относится к индивидуальным умениям, а второе — к коллективным, организационным умениям. Между тем уход не каждого сотрудника организации (например, ее лидера) нейтрален к судьбе фирмы и не каждая организационная рутина (особенно определяющая бизнес фирмы) сможет по-прежнему быть ценной и уникальной вне реализации ее командой конкретных индивидов.

36 В попытках подчеркнуть различие между ресурсами и способностя­ ми исследователи предлагали много вариантов парных терминов: соответ­ ственно «системные» и «дискретные» ресурсы, «элементарные» ресурсы и ресурсы «более высокого уровня», «особенности» и «конфигурации» (под­ робнее см.: [Катькало, 20026]).

346