logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

го; модель разработки стратегии была скорее типовой, чем спро­ектированной для уникальной ситуации; и акцент был сделан на исследование проблем корпоративной стратегии (с какими про­дуктами и на каких рынках конкурировать), а не на вопросы биз-нес-стратегий (как конкурировать в конкретной ситуации). Более глубокий (по сравнению с Эндрюсом) анализ Ансоффом самой концепции стратегии нашел отражение в более тщательной про­работке вопроса о процессе создания стратегии. Для Ансоффа стратегия означала сумму нескольких управленческих выборов: а) разнообразия продуктов и рынков; б) направления роста кор­порации (акцент на старые или новые продукты и рынки); в) конкурентного преимущества (уникальных возможностей с точки зрения характеристик продуктов и рынков); г) синергии (введенный им в теорию менеджмента термин, означавший эф­фект от комбинации компетенций корпорации и объяснявший­ся на примере «2+2 = 5»); д) между самостоятельным производ­ством и внешней закупкой.

В 1960-е — первой половине 1970-х гг. концепции стратеги­ческого и долгосрочного планирования вызывали большой энту­зиазм у исследователей стратегий по обе стороны Атлантики, где во многих странах были созданы профессиональные общества, призванные содействовать развитию идей и техник планирова­ния для повышения уровня работы плановиков-практиков19. В 1971 г. американская Академия менеджмента образовала сек­цию политики бизнеса и планирования (в названии которой впоследствии «планирование» было заменено на «стратегию»). В этот период создание корпоративных отделов планирования в крупных компаниях США и (с некоторым отставанием) Европы приобрело массовый характер. Как показывали исследования

19 В 1961 г. было учреждено Североамериканское общество корпоратив­ных плановиков. Вскоре оно объединилось с Институтом руководителей-плановиков для создания Форума планирования (позднее переименованно­го в Форум стратегического лидерства). В Великобритании в 1966 г. было ос­новано Общество долгосрочного планирования (впоследствии Общество стратегического планирования). Оба общества начали издавать журналы: соответственно Planning Review (затем переименованный в Strategy & Leadership) и Long Range Planning.

188