logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления

Рисунок 6.1. Уровни стратегий фирмы по де Биту и Мейеру Составлено по: [de Wit, Meyer, 2004, p. 230].

410

6.1. Организационно-экономическая трансформация отраслей, конкуренции...

Особенности современных стратегий российских фирм.

Для отечественных менеджеров тема стратегического управления стала по-настоящему актуальной, а термин «стратегия» — мод­ным только после кризиса 1998 г. В 2000-е гг. на фоне общего экономического оживления в стране, роста конкуренции на внутреннем рынке и интеграции России в мировое хозяйство эта тенденция устойчиво усиливается. Вместе с тем, хотя ряд россий­ских фирм уже создал и реализует стратегии мирового класса, преобладающую ситуацию с освоением современных концепций и методов стратегического управления пока можно охарактери­зовать лишь в терминах «догоняющего развития». Такая траек­тория запоздалого развития отечественного бизнеса была пред­определена не только отсутствием в советский период рыночной конкуренции и, соответственно, традиции стратегического уп­равления предприятиями в его общемировом понимании, но и своеобразием стратегий их адаптации к системным экономиче­ским и социальным шокам, сопровождавшим реформы 1990-х гг. По данным некоторых авторов [Удальцова, Пазовский, 2005], понятие «стратегическое управление предприятием» было введено в отечественную управленческую и научную лексику в начале 1980-х гг. при обсуждении на страницах журнала «ЭКО» назревшей перестройки механизмов взаимодействий директоров предприятий и органов государственной власти при принятии хозяйственных решений. Однако содержание этих дискуссий не имело ничего общего с типичными для мировой литературы по стратегическому управлению вопросами стратегических целей предприятия, его поведения в условиях неопределенности, кон­курентных и корпоративных стратегий, конкурентных преиму­ществ и т. д. Посему нельзя согласиться с тезисом упомянутых авторов о том, что в 1980-е гг. в этих ранних обсуждениях стра­тегий советских (промышленных) предприятий речь шла о стра­тегическом управлении, — в лучшем случае имелось в виду стра­тегическое планирование.9

9 Показательно, что первые (вышедшие на рубеже 1990-х гг.) моногра­фии советских ученых о стратегиях зарубежных корпораций или отече­ственных предприятий не делали акцент на понятии «стратегическое управ-

411