logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

нальной экономики типичным был конгломератный принцип формирования портфелей бизнесов и которые исповедуют, как правило, холдинговую модель управления. При этом, с одной сто­роны, эти российские компании решают ныне задачи, созвучные проблемам 30-летней давности в управлении крупными корпора­циями в развитых рыночных экономиках. Показательна, напри­мер, актуальность для современного российского бизнеса пони­мания разницы между двумя основными теоретическими интер­претациями конгломератов: как образования в спекулятивных целях и как рационального управленческого решения в духе кон­цепции «внутреннего рынка капитала» [Уильямсон, 1996], где конгломерат объясняется как частный случай М-структуры, при­влекательной ввиду объединения бизнесов с разной скоростью оборота капиталов. С другой стороны, у отечественных компа­ний есть шанс воспользоваться привилегией критического ана­лиза чужого опыта и применять апробированные за рубежом концепции и инструменты стратегического управления не толь­ко исходя из общих тенденций экономического развития, но и с учетом национальной институциональной среды.

К числу достижений BCG, имеющих общемировое значение, следует отнести то, что, в отличие от традиционного увлечения крупных консультационных фирм идеями долгосрочного плани­рования в ущерб стратегии, BCG превратила ее концепцию в главную тему управленческого консалтинга. Примеру BCG после­довали и другие лидеры этого бизнеса. В начале 1970-х гг. компа­ния McKinsey в результате своих проектов для корпорации General Electric (GE) обогатила инструментарий стратегий кон­цепцией стратегической бизнес-единицы (СБЕ) и матрицей «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция». Корпо­ративные плановики GE полагали, что принятие важных инвес­тиционных решений на основе только двух факторов — темпов роста продукта в конкретной отрасли и его относительной ры­ночной доли — является упрощенным подходом. В основе пред­ложенной ими матрицы анализа продуктового портфеля лежит тезис о том, что долгосрочная прибыльность альтернативного инвестиционного решения есть функция от привлекательности отрасли, в которой функционирует СБЕ. Данный фактор, а также

206