logo
Учебник_Катькало_менеджмент

5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции

Следует подчеркнуть, что хотя ресурсная концепция страте­гического управления нередко трактуется как революционная, ее стержневые понятия (ресурсы, ренты, способности, компетен­ции) и идея организационных причин конкурентных преиму­ществ не были откровением 1980-90-х гг. (см. разд. 5.1). Мето­дологическое новаторство этого подхода состояло в другом — в изучении стратегий фирм на основе синтеза экономической, орга­низационной и управленческой наук. Как уже отмечалось в преды­дущем разделе данной главы, интеллектуальные корни ресурсной концепции обнаруживаются в классических работах по экономи­ческой теории прибыли и конкуренции, управлению организаци­ями и стратегии фирм. Большое значение для вызревания ре­сурсной концепции как реальной альтернативы школе позицио­нирования (опиравшейся на гарвардскую версию теории отрас­левой организации) имело развитие неортодоксальных теорий фирмы (теории прав собственности, теории агентских отноше­ний, теории трансакционных издержек и эволюционной тео­рии), в совокупности именуемых экономической теорией орга­низаций.23

Кроме того, ресурсная концепция оказалась в 1990-е гг. наи­более востребованной в развитии исследований стратегий и в менеджменте ведущих компаний мира не только потому, что предложила нетривиальную трактовку источников устойчивых конкурентных преимуществ и стала считать фирму, а не отрасль основной единицей анализа теории стратегического управления, но и ввиду других своих методологических новшеств.

Во-первых, ею было дано оригинальное определение ключе­вому для этой теории понятию конкурентного преимущества: последнее имеет место, когда фирма реализует такую стратегию создания стоимости (используя свои ценные и редкие организа­ционные ресурсы), которая одновременно не может быть реали­зована никем из ее нынешних или потенциальных конкурентов

23 Некоторые ученые считают ресурсную концепцию пятым ответвле­нием экономической теории организаций [Mahoney, Pandian, 1992, p. 363]. Показательно, что во всех пяти случаях статья Коуза «Природа фирмы» яв­ляется одной из главных отправных точек теоретизирования.

335