logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3

НАЧАЛЬНЫЙ (ДОАНАЛИТИЧЕСКИЙ) ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАТЕГИЙ ФИРМ1

Начало научных исследований стратегий фирм следует дати­ровать 1960-ми гг., когда увидели свет три книги основополож­ников этого раздела теории менеджмента: трактат А. Чандлера «Стратегия и структура» [Chandler, 1962], коллективный учебник Гарвардской школы бизнеса «Политика бизнеса» [Learned et al., 1965], автором аналитического текста к которому был К. Эндрюс, и фундаментальный труд И. Ансоффа «Корпоративная страте­гия» [Ansoff, 1965]. В них был предложен ряд ставших классиче­скими определений и концепций. Следует отметить, что хотя уже за полвека до этого руководители некоторых компаний-лидеров стали проявлять интерес к проблематике стратегий (показатель­на «управленческая революция» А. Слоуна в General Motors), а в ведущих школах бизнеса появился соответствующий учебный курс «Политика бизнеса», достаточные предпосылки для разви­тия научных изысканий в этой области сложились лишь после Второй мировой войны.

С одной стороны, только в благоприятных экономических условиях 1950-60-х гг. массовым явлением стал рост компаний США и Западной Европы, управление которыми потребовало специальной теории о взаимодействии фирмы с внешней средой. Напомним, что последняя именно тогда начала утрачивать — вследствие развертывания НТР и бурной интернационализации бизнеса — былую относительную стабильность и предсказу­емость. С другой стороны, к 1960-м гг. возникли особенно благо­приятные интеллектуальные условия для вызревания концепций

1 В основе данной главы лежат положения и выводы более ранней ра­боты автора [Катькало, 20036].

163