logo
Учебник_Катькало_менеджмент

3.3. Школа планирования и ее современная оценка

мых конкурентных преимуществ благодаря отлично поставлен­ной работе по стратегическому планированию, однако толкова­ли они его по-своему.

Shell была пионером сценарного планирования, вызванного к жизни тем, что эта корпорация, в силу особо длинных временных горизонтов планирования (и, следовательно, более высокой сте­пени неопределенности) нефтяного бизнеса, была заинтересова­на в моделях, более приемлемых здесь, чем традиционные анали­тические и статистические методы прогнозирования. В Shell от­вергли привычную форму сложных и негибких 10-летних планов, создаваемых командой корпоративных стратегов, весьма дистан­цированных от реальных операций. Предложенное взамен пони­мание планирования включало разработку набора ситуационных сценариев, задачей которого было заставить генеральных менед­жеров на всех уровнях корпоративной иерархии думать страте­гически об окружающей среде их бизнеса.25 Сценарии могли при­меняться для проверки жизнеспособности альтернативных стра­тегий, либо в качестве информационной основы процесса фор­мулирования стратегий, либо при оценке специфических капита­лоемких инвестиционных проектов. Серьезное усиление после мирового экономического кризиса середины 1970-х гг. неопреде­ленности внешней среды бизнеса и возрастание значения поли­тических и социальных факторов корпоративных решений спо­собствовали распространению сценарного подхода среди компа-

25 А. де Гюс, возглавлявший плановый отдел Shell, отмечал, что плани­рование здесь означало изменение в умах, а не технический аспект разработ­ки планов как таковых, иначе говоря, «идеи были более важны, чем цифры» [de Geus, 1988, p. 72]. Ранние успехи Shell в применении своей версии процес­са планирования состояли в предвосхищении четырехкратного повышения нефтяных цен в 1974 г. и затем вновь — в 1978 г. Благодаря сценарному пла­нированию менеджерам Shell удалось предвидеть крах нефтяных цен в 1986 г. К этому моменту компания уже предприняла меры для обеспечения прибыльности даже в столь неблагоприятной ситуации, в то время как ее конкуренты пребывали в иллюзии, что в 1980-е гг. цены на нефть останутся высокими. К 1990-м гг. аналитические методы планирования в Shell были разработаны до такого уровня глубины и сложности (с привлечением луч­шей в мире междисциплинарной команды советников), что стало возмож­ным создание сценариев на двухлетние циклы развития.

195