logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу

зумеется, иногда и сама фирма способна присваивать экономиче­скую выгоду от созданной другими фирмами ценности.

Для того чтобы постоянно не только создавать новые допол­нительные ценности, но и присваивать экономическую выгоду от них, фирма должна быть в чем-то уникальной. В противном слу­чае конкуренты могут воспроизвести наработки фирмы, а по­следующая за этим лобовая конкуренция резко уменьшит воз­можности фирмы присваивать искомую выгоду. Поиск универ­сального рецепта уникальности бесперспективен, поскольку эф­фект модных концепций гарантированного успеха кратковреме-нен,33 они быстро тиражируются и утрачивают свое значение. Концепция конкурентных преимуществ, напротив, исходит не из универсальных инструментов стратегического управления, а из уникальности фирмы как общей логики успеха в бизнесе. Иначе говоря, теория стратегического управления объясняет основы успешных стратегий, но специфические конкурентные преиму­щества для каждой фирмы создаются, исходя из ее конкретных внутренних и внешних обстоятельств.

Исследования конкурентных преимуществ фирм в совре­менной стратегической литературе изначально опирались на концептуальные заимствования из экономической теории в це­лях замены представлений о «стратегии как искусстве» на набор «научных методик» анализа отраслей и конкуренции. История термина в экономической литературе восходит к трудам А. Сми­та, изучавшего проблему сравнительных преимуществ примени­тельно к международному разделению труда (и в неявной фор­ме — к конкуренции предприятий: вспомним известный сюжет булавочного производства). Раннюю версию теории сравнитель­ных преимуществ выдвинул также Д. Рикардо, подчеркивавший различия между странами в климате, плодородии почв и богат-

33 Только в последнее десятилетие бестселлерами рынка бизнес-литера­туры были книжные издания таких (всякий раз «революционных») концеп­ций менеджмента, как реинжиниринг бизнес-процессов, обучающаяся орга­низация и сбалансированная система показателей. Освоение их было очень важным с точки зрения поддержания передового уровня менеджмента ком­пании, но устойчивой уникальности в бизнесе они обеспечить, конечно, не могли.

70